Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2005 N 69-Г05-21 В удовлетворении заявления об оспаривании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.12.2004 N 489-П “О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 г. N 33“ отказано правомерно, так как оно не затрагивает вопросы, относящиеся к компетенции Правительства РФ по определению размера районного коэффициента и порядка его применения и принято в пределах полномочий правительства субъекта РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 декабря 2005 года

Дело N 69-Г05-21

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Еременко Т.И.,

Калининой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению П. об оспаривании постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2004 г. N 489-П “О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 г. N 33“ по кассационной жалобе П. на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17 октября 2005 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Еременко Т.И., объяснения представителя правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры С., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 г. N 33 “Об установлении единого районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих на территории округа“ на территории Ханты-Мансийского автономного округа установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочим и служащим в размере 1,7.

Постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2004 г. N 489-П “О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 г. N 33“ указанное решение исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного
округа Тюменской области признано утратившим силу с 1 января 2005 г.

П. обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействующим постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2004 г. N 489-П “О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 г. N 33“, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что названное постановление нарушает его права на получение районного коэффициента в размере 1,7 при исчислении заработной платы, оно принято в нарушение требований ст. ст. 316, 423 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которых районный коэффициент к заработной плате в размере 1,7 должен применяться до тех пор, пока правительством Российской Федерации не будет установлен иной размер коэффициента.

Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17 октября 2005 г. в удовлетворении заявления П. о признании недействующим постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2004 г. N 489-П “О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 г. N 33“ отказано.

В кассационной жалобе П. просит решение суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17 октября 2005 г. отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

В силу ст. 26.1 и ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти“ полномочия, осуществляемые органами государственной
власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией (уставом), законами и принимаемыми с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 4520-1 от 19 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный
размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Как видно из содержания оспариваемого постановления, оно принято во исполнение статей 26 и 138 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, согласно которым размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его применения для расчета заработной платы лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. указанных положений Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ нормативные акты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подлежали приведению в соответствие требованиями федеральных законов Российской Федерации и оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.

Довод кассационной жалобы о противоречии оспариваемого постановления положениям ст. ст. 316 и 423 Трудового кодекса Российской Федерации был предметом исследования в суде первой инстанции и правильно признан
несостоятельным.

Согласно положениям указанных статей Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Оспариваемым постановлением правительство Ханты-Мансийского автономного округа, признавая утратившим силу решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 г. N 33, не вышло за пределы предоставленной законом компетенции, поскольку положениями данного постановления не затронуты вопросы, относящиеся к компетенции Правительства Российской Федерации по определению размера районного коэффициента и порядка его применения.

Вывод суда о том, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий правительства Ханты-Мансийского автономного округа и не входит в противоречие с действующим федеральным законодательством является правильным.

Ссылка в кассационной жалобе о том, что оспариваемое постановление нарушает права заявителя на получение районного коэффициента в размере 1,7 при исчислении заработной платы не опровергает выводов суда первой инстанции и не может повлечь отмену обжалуемого судебного решения.

Кроме того, вступившим в силу Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 N 76-оз “О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа“ лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях начального, среднего
и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7.

При этом предельный размер районного коэффициента, устанавливаемого органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, не может превышать размер указанного районного коэффициента.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17 октября 2005 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу П. - без удовлетворения.