Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 19.01.2005 N ВКПИ04-129 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими первого предложения первого абзаца пункта 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и абзаца 14 Примерного положения о жилищных комиссиях, утв. приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 19 января 2005 г. N ВКПИ04-129

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда Российской Федерации

генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,

при секретаре

капитане юстиции Ушаковой М.В.,

с участием представителя

ответчика Министра обороны

Российской Федерации

капитана юстиции Антонова Е.Ю.,

военного прокурора

отдела Главной военной прокуратуры

подполковника юстиции Тарабарко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина С. о признании недействующими первого предложения первого абзаца пункта 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и абзаца 14 Примерного положения о жилищных комиссиях, утвержденных Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 “О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации“,

установила:

С. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором указывает, что оспариваемый им нормативный правовой акт противоречит Жилищному кодексу РСФСР и Примерным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР N 335 от 31.07.84, поскольку устанавливает иной порядок принятия военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, чем указанные акты.

В частности, заявитель указывает, что рапорт военнослужащего о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с оспариваемой нормой должен рассматриваться неопределенным
кругом лиц, которые для ведения такого учета не назначены и фактически дают разрешение на обращение к вышестоящему прямому начальнику до командира воинской части.

Кроме того, по мнению заявителя, Министр обороны РФ, превышая свои полномочия, наделил командиров воинских частей правами по руководству работой жилищной комиссии и даче ей указаний о рассмотрении поступивших рапортов и проверке прилагаемых документов, тем самым поставив реализацию прав военнослужащих в зависимость от субъективного усмотрения командира.

С. настаивает на том, что обжалуемый нормативный акт нарушает его права, поскольку на его основании военный суд принял решение об отказе в удовлетворении его иска к военному прокурору Московского военного округа об обеспечении его и членов семьи во внеочередном порядке и в установленный законом трехмесячный срок жилым помещением в г. Москве.

Заявитель С. в судебное заседание не прибыл и просил рассмотреть его заявление без его участия.

Представитель Министра обороны РФ капитан юстиции Антонов Е.Ю. возражал против удовлетворения заявления С., указав, что Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и Примерное положение о жилищных комиссиях, утвержденные Приказом Министра обороны РФ N 80 от 15 февраля 2000 года, изданы в соответствии с полномочиями Министра обороны РФ и не нарушают права заявителя.

Выслушав выступление представителя Министра обороны РФ капитана юстиции Антонова Е.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Тарабарко А.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит, что заявление С. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 49 ЖК РСФСР Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 утверждены
Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, которыми установлен единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и на основании которых законодательные органы субъектов Российской Федерации обязаны утвердить соответствующие законодательные акты, регулирующие вопросы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Жилищный кодекс РСФСР (ст. 31) и указанные Примерные правила (п. п. 11 - 14) устанавливают, что для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданином подается заявление, которое регистрируется, проверяется и рассматривается соответствующей комиссией, создаваемой при органе местного самоуправления и вносящей этому органу предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет.

В статье 3 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 определена обязанность органов государственной власти и управления обеспечивать право на жилье для отдельных категорий граждан за счет федерального бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К такой категории граждан относятся военнослужащие, которым статьей 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ государство гарантирует предоставление жилых помещений.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1082 от 16 августа 2004 г., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одной из функций которого является осуществление расквартирования и обустройства войск (сил), управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России.

В подпункте 7 пункта 10 указанного Положения Министру обороны предоставлено право издавать приказы,
директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты.

В частях 2 и 3 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР определено, что порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определение очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается данным Кодексом и другим законодательством Российской Федерации.

Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны РФ права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, включая регламентирование вопросов, связанных с порядком постановки на учет и порядком учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом специфики военного ведомства.

Таким нормативным правовым актом является Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, зарегистрированный в Минюсте РФ 7 июня 2000 года, N 2260, утвердивший Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и Примерное положение о жилищных комиссиях.

Согласно первому предложению первого абзаца пункта 27 указанной Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. Абзацем 14 Примерного положения о жилищных комиссиях на жилищную комиссию воинской части возлагается рассмотрение по указанию командира воинской части рапортов о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проверка прилагаемых документов и подготовка решений по ним.

В пункте 28 Инструкции установлено, что военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Таким образом, решение о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет принимается жилищной комиссией и
командиром воинской части.

Общие обязанности военнослужащих, установленные Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года N 2140, определяют, что по служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику и с его разрешения к следующему по команде начальнику, а по личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику.

В соответствии с п. п. 25 и 132 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом МО РФ от 23 мая 1999 года N 170, рапорт военнослужащего является одним из видов служебного документа, который подлежит регистрации в журнале учета служебных документов воинской части.

Вопреки утверждению заявителя установленный порядок обращения военнослужащего с рапортом о постановке на учет в порядке подчиненности не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав военнослужащих, поскольку обусловлен действующим в Вооруженных Силах РФ принципом единоначалия и установленным уставом порядком обращения военнослужащих по команде. Такой порядок не наделяет прямых начальников военнослужащего до командира воинской части правом принятия решения по вопросу постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и не исключает возможность обращения военнослужащего с рапортом непосредственно к командиру воинской части.

В соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях жилищная комиссия воинской части назначается приказом командира воинской части, который осуществляет руководство ее деятельностью.

Возложение на командира воинской части обязанности руководить деятельностью жилищной комиссии действующему законодательству не противоречит.

Поскольку постановка военнослужащего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий невозможна без проверки рапорта и приложенных документов жилищной комиссией, командир воинской части обязан передать поступивший к нему рапорт в жилищную комиссию
части. В связи с этим утверждение заявителя, что в данном случае оспариваемая норма устанавливает субъективное усмотрение командира воинской части для принятия такого решения, является надуманным.

Таким образом, для принятия на учет военнослужащий подает рапорт, который регистрируется в воинской части, проверяется и рассматривается соответствующей жилищной комиссией, вносящей предложение командиру воинской части о принятии военнослужащего на учет или отказе в постановке на учет.

Анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что установленный в Вооруженных Силах РФ порядок постановки военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не противоречит Жилищному кодексу РСФСР и Примерным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.

На основании изложенного необходимо прийти к выводу о том, что оспариваемый заявителем нормативный акт по указанным в заявлении С. основаниям законодательству Российской Федерации не противоречит.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

С. о признании недействующими первого предложения первого абзаца пункта 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации и абзаца 14 Примерного положения о жилищных комиссиях, утвержденных Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 “О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации“, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.В.ХОМЧИК