Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 07.09.2005 N ГКПИ05-978 Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 “Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 7 сентября 2005 г. N ГКПИ05-978

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда Российской Федерации Редченко Ю.Д.,

при секретаре Якиной К.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 “Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ в части исключения пос. Первомайский Щекинского района Тульской области из границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом,

установил:

С. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р пос. Первомайский был включен в перечень территорий, находящихся в зоне, подверженной радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона с льготным социально-экономическим статусом).

Оспариваемым Постановлением Правительства РФ пос. Первомайский, по мнению заявителя, без достаточных оснований был исключен из числа населенных пунктов, входящих в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом, чем нарушены права проживающих в нем граждан, включая и заявителя, на получение установленных законом соответствующих компенсаций и возмещение ущерба, причиненного экологической катастрофой.

Полагает, что данное Постановление противоречит Закону РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, поскольку при его подготовке были использованы только официальные данные Росгидромета РФ по радиоактивному загрязнению территории цезием-137, которые не являлись достаточными для принятия решения об исключении пос. Первомайский из зоны с льготным социально-экономическим статусом.

При этом также указывает и на то, что, в отличие от представленных Правительству РФ данных, уровень загрязнения почвы проверен не на всей территории поселка, а только на ее части (около 25%). Отбор проб проводился только
в жилой части поселка и прилегающей к нему 0,5 км зоне. Однако большинство предприятий промышленной зоны поселка расположено на расстоянии от 1 до 3 км от его жилой части и замеры уровня радиации там не проводились, в связи с чем Правительство РФ не имело на время принятия оспариваемого Постановления необходимой, полной и достоверной Ф.И.О. загрязнения почвы всей территории поселка.

Кроме того, Правительством РФ не учтены при этом и другие факторы, влияющие на экологическую обстановку в поселке, учета которых требует вышеназванный Закон.

В судебном заседании представитель заявителя С. заявление доверителя поддержал.

Представители Правительства РФ Марченко Т.А. и Емельянов В.Ю. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, указав на то, что в результате отбора и исследования проб почвы в пос. Первомайский среднее значение результатов измерения составило ниже 1 кюри/кв. км, а средняя годовая доза облучения населения в данном поселке составила 0,01 миллизиверта (ниже предусмотренного законом 1 миллизиверта), что и послужило в соответствии со ст. 7 Федерального закона “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ основанием к исключению данного поселка из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Как
установлено судом, в соответствии со ст. 7 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ и с учетом изменения радиационной обстановки Правительством РФ Постановлением от 18 декабря 1997 г. N 1582 был утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которым пос. Первомайский Щекинского района Тульской обл. был исключен из числа населенных пунктов, входящих в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Из объяснений представителей Правительства РФ следует, что на территории пос. Первомайский на время подготовки распоряжения Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р, по данным Государственного комитета СССР по гидрометеорологии по радиоактивному загрязнению населенных пунктов РСФСР цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 и 240, в результате радиационного мониторинга было отобрано и исследовано 5 проб почвы. При этом установлено, что среднее значение результата измерения составило 0,91 кюри/кв. км, что позволило в 1991 г. отнести данный населенный пункт к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, как приближающегося к установленным законом числовым значениям критерия отнесения к плотности загрязнения почвы цезием-137 (от 1 до 5 кюри/кв. км).

По данным Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, подготовленной на основании результатов обследований, поступивших в период с 1994 г. по 1996 г. (включительно), были отобраны и исследованы 61 проба почвы пос. Первомайский и при этом установлено, что среднее значение результатов измерений составило ниже 1 кюри/кв. км (1994 г. - 0,86, 1995 г. - 0,83, 1996 г. - 0,83 кюри/кв. км). В связи с этим пос. Первомайский не подлежал отнесению к
зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом на время принятия Правительством РФ Постановления от 18 декабря 1997 г. N 1582.

Приведенные представителями Правительства обстоятельства подтверждаются Данными по радиоактивному загрязнению населенных пунктов России цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 и 240 Федеральной службы РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды НПО “Тайфун“ за 1994 - 1996 гг., письмом Росгидромета от 31 августа 2005 г., а также данными сплошной детальной аэрогаммаспектрометрической съемки местности (Щекинского района).

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже, чем один раз в пять лет.

Статьей 11 названного Закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом определена как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Таким образом, критерием отнесения населенного пункта к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом является плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км и среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения до 1 мЗв (0,1 бэр).

При таких данных суд приходит к выводу о том, что
Правительство Российской Федерации правомерно исключило пос. Первомайский из числа населенных пунктов, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, поскольку на момент принятия оспариваемого Постановления средняя плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в данном населенном пункте составляла менее 1 Ки/кв. км (0,83 Ки/кв. км) при средней годовой дозе облучения 0,01 миллизиверта.

Довод заявителя о том, что пробы почвы были взяты только в жилой части поселка, а поэтому Правительство на время принятия оспариваемого Постановления не имело полной и достоверной Ф.И.О. загрязнения почвы всей территории поселка, не может быть признан обоснованным, поскольку он опровергается собранными доказательствами.

Из объяснений представителей Правительства РФ следует, что наряду с отбором и анализом проб почвы загрязненных территорий Щекинского района проводилась и детальная аэрогаммаспектрометрическая съемка его территории, включая и всю территорию пос. Первомайский, которая также свидетельствует о том, что уровень загрязнения почвы его территории цезием-137 не превышает указанных выше пределов.

Данное обстоятельство, как уже указывалось выше, подтверждается имеющимися в деле копией карты съемки территории Тульской области, а также письмом Росгидромета от 31 августа 2005 г.

Не может суд согласиться и с утверждением заявителя в той части, что при исключении пос. Первомайский из перечня населенных пунктов, отнесенных к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, Правительством РФ не были учтены другие факторы, влияющие на экологическую обстановку в поселке, поскольку названный выше Закон (ст. 11) включение населенных пунктов в указанную зону связывает лишь с двумя установленными параметрами, предусматривающими плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км, и среднегодовая доза облучения населения в этой зоне не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Учета каких-либо иных
факторов при решении вопроса о включении в названную зону конкретного населенного пункта Закон в данном случае не предусматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление С. о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 “Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ в части исключения пос. Первомайский Щекинского района Тульской обл. из границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Д.РЕДЧЕНКО