Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 27.11.2006, 29.11.2006 по делу N А41-К2-22944/06 Реализация алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 6.14 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

27 ноября 2006 г. Дело N А41-К2-22944/0629 ноября 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2006 г.

В полном объеме решение изготовлено 29 ноября 2006 г.

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи В., протокол судебного заседания вела судья В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Роспотреб-надзора по Московской области о привлечении ООО “Вереск“ к административной ответственности, при участии в заседании: от заявителя - представитель по доверенности - М.,

УСТАНОВИЛ:

территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении
общества с ограниченной ответственностью “Вереск“ к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление мотивировано следующим: при проведении мероприятий по государственному контролю в отношении ООО “Вереск“ выявлен оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов по упаковке. Действия организации составляют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.14 КоАП РФ. По окончании административного расследования в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении. Поскольку рассмотрение данного дела отнесено к подведомственности арбитражного суда, Территориальное управления Роспотребнадзора по Московской области просит привлечь ООО “Вереск“ к административной ответственности.

В судебном заседании представитель административного органа поддержал заявленные требования, просил привлечь ООО “Вереск“ к административной ответственности по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ООО “Вереск“ в судебное заседание не явился, был извещен телефонограммой. Дело в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ рассмотрено в его отсутствие.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением “Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека“, по распоряжению главного государственного санитарного врача по г. Дубна, Дмитровскому и Талдомскому районам от 27.09.2006 N 961, 28 сентября 2006 года по адресу: Московская область, Дмитровский район, рынок совхоза “Останкино“ проводилась проверка соблюдения ООО “Вереск“ санитарно-эпидемиологического законодательства, качества и безопасности алкогольных напитков, реализуемых потребителям, правил продажи отдельных видов товаров в соответствии со ст. 7 N 134-ФЗ от 08.08.2001 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“.

Мероприятиями по контролю, результаты которых отражены в акте от 28 сентября 2006 г. (л.д. 7 - 9), установлено наличие в продаже водки “Раунд“ (дата розлива
16.08.2006), произведенной ЗАО “Раунд-М“, расположенным по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Промышленная, д. 43, в количестве 244 бутылки, емкостью 0,5 л, крепостью 40% в стеклянных бутылках с винтовой резьбой на венчике, укупоренных колпачками из алюминиевой фольги. Колпачки на бутылках укупорены неплотно, винтовая пробка (укупорка) прокручивается, при переворачивании дает течь.

В соответствии с протоколом ареста от 28 сентября 2006 года произведен арест товаров - водки “Раунд“ в количестве 244 бутылок емкостью 0,5 л и водки “Раунд традиционная“ в количестве 210 бутылок емкостью 0,25 л, арестованная продукция передана на ответственное хранение администратору ООО “Вереск“ - М.Г., действующему на основании доверенности от 12.10.2006.

В целях проведения лабораторных исследований отобраны образцы в количестве двух литров алкогольной продукции - водки “Раунд“ емкостью 0,5 л (л.д. 14).

Определением от 29 сентября 2006 года назначено проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы на соответствие требований ГоСТов и СанПин (л.д. 15), отобранные образцы алкогольной продукции переданы в филиал федерального государственного учреждения здравоохранения “Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области“ в г.г. Долгопрудном, Лобня и Мытищинском районе для исследования на предмет их соответствия требованиям государственных стандартов и нормативов.

По заключению эксперта N 334-а от 10 октября 2006 года (л.д. 10) упаковка исследованного образца водки “Раунд“ не отвечает п. 1.9 ГОСТ 12545-81 “Водки и водки особые. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение“, согласно которому бутылки с водками и водками особыми должны быть плотно укупорены и не давать течи.

12 октября 2006 г. в отношении ООО “Вереск“ в присутствии законного представителя составлен протокол по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(л.д. 12). Объективная сторона вменяемого в вину организации правонарушения, зафиксированного в протоколе, выражается в обороте алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов.

Ввиду того, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных названной статьей, совершенных юридическими лицами, отнесено к подведомственности арбитражных судов (ст. 23.1 КоАП РФ), административный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявление Территориального управления Роспотребнадзора по Московской области подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Оборот пищевых продуктов, к которым в соответствии с данным в Федеральном законе N 29-ФЗ от 2 января 2000 г. “О качестве и безопасности пищевых продуктов“ определении относится и алкогольная продукция, допускается лишь в отношении пищевых продуктов, соответствующих требованиям нормативных документов и прошедших государственную регистрацию в установленном порядке (ст. 3 Закона). К нормативным документам относятся, в частности, государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.

Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту
экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (ст. 1 Федерального закона N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“).

Под оборотом алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа. Несоответствие алкогольной продукции государственным стандартам и техническим условиям признается алкогольной продукцией, находящейся в незаконном обороте, и влечет ее изъятие (ст. 25 ФЗ N 171-ФЗ).

Факт несоответствия находящейся в обороте водки Государственному стандарту Российской Федерации “Водки и водки особые. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение“ установлен административным органом и подтверждается материалами дела.

Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, признается административным правонарушением, за которое ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ).

Событие совершенного ООО “Вереск“ административного правонарушения отражено в протоколе об административном правонарушении. Вина организации в совершении административного правонарушения доказана представленными в материалы дела документами, а именно: актом по результатам мероприятий по контролю, протоколом взятия образцов (проб) товаров для проведения экспертизы, экспертным заключением по результатам лабораторных исследований алкогольной продукции.

Пояснения представителя ООО “Вереск“, имеющиеся в
протоколе об административном правонарушении (л.д. 12 - оборот) о том, что при получении ООО “Вереск“ продукции, коробки не вскрывались и продукция не проверялась, суд не принимает во внимание, как противоречащий положениям Федерального закона N 29-ФЗ от 2 января 2000 года “О качестве и безопасности пищевых продуктов“.

Кроме того, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. N 36 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы “Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01“, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г. Пункт 2.23 документа устанавливает обязанность юридических лиц, действующих в сфере изготовления, ввоза и оборота пищевых продуктов, осуществлять производственный контроль, в том числе лабораторные исследования и испытания, показателей безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов на соответствие требованиям санитарных правил. Аналогичная норма содержится и в ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“.

Учитывая изложенное выше, общество с ограниченной ответственностью подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция названной нормы предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от одной до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.

Суд полагает необходимым назначить организации наказание в виде штрафа в размере одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной продукции - водки “Раунд“ (дата розлива 16.08.2006) емкостью 0,5 л в количестве 244 бутылок. Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление ТУ
Роспотребнадзора по Московской области удовлетворить.

Признать ООО “Вереск“ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.14 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1000 МРОТ, то есть 100000 руб. с конфискацией алкогольной продукции - водки “Раунд“ 0,5 л, дата розлива 16.08.06 в количестве 244 бутылок.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.