Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2006, 14.02.2006 по делу N А60-36038/2005-С4 Убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 февраля 2006 г. Дело N А60-36038/2005-С4изготовлено в полном объемерезолютивная часть объявлена“14 февраля 2006 г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Краснобаевой И.А. рассмотрел в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания судьей Краснобаевой И.А. дело по иску Открытого акционерного общества “Свердловэнерго“ (Филиал Артемовские электрические сети) к Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Свердловской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 3-е лицо: Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Управление социальной защиты населения г. Артемовского, о взыскании убытков в сумме 9662
руб. 83 коп.,

при участии в заседании: от истца - не явился, уведомлен; от ответчиков - Кочергин Ю.М., по доверенности N 13-17198 от 19.01.2005 (от Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области); остальные ответчики - не явились, уведомлены; от третьего лица - Феофанов И.Г., по доверенности от 15.01.2006 N 59.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода суду, ходатайств не заявлено (ст. 41 АПК РФ).

Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ответчика убытков в сумме 9662 руб. 83 коп., возникших в результате неполного возмещения расходов по обеспечению телефонной связью граждан, чьи телефоны присоединены к АТС истца, и имеющих право на льготы в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, за период с 01.07.2003 по 31.12.2004.

До начала предварительного судебного заседания, состоявшегося 30.11.2005, истец уточнил исковые требования и просил взыскать убытки в сумме 8944 руб. 19 коп., возникшие в результате неполного возмещения расходов по обеспечению телефонной связью граждан, чьи телефоны присоединены к АТС истца, и имеющих право на льготы в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, за 2003 г. - 2004 г.

Судом уточнения на основании ст. 49 АПК РФ были приняты.

В судебном заседании, состоявшемся 19.12.2005, истцом было заявлено ходатайство о замене ответчика по делу - Министерства финансов Свердловской области - на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Судом заявленное ходатайство было рассмотрено и на основании ст. 47 АПК РФ удовлетворена.

В судебном заседании, состоявшемся 13.01.2006,
истцом было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерства финансов Российской Федерации.

Судом данное ходатайство было удовлетворено на основании ст. 47 АПК РФ.

Истец просит взыскать с ответчиков убытки в сумме 8944 руб. 19 коп., возникшие в результате неполного возмещения в 2003 - 2004 г. расходов по обеспечению телефонной связью граждан, чьи телефоны присоединены к АТС истца, и имеющих право на льготы в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Ответчики исковые требования не признали, считают себя ненадлежащими ответчиками по делу, полагают, что истцом документально не подтверждены объем оказанных услуг, правомерность предоставления льгот. Кроме того, ответчик - Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области - считает, что истцом неправомерно включены в сумму убытков суммы, составляющие НДС и налог с продаж.

Третье лицо исковые требования не признало, пояснило, что в пределах выделенных лимитов расходы истца, возникшие в связи с предоставлением льгот, были компенсированы.

Рассмотрев уточненные требования истца, исследовав материалы дела, заслушав доводы истца, суд

УСТАНОВИЛ:

истец в период с 01.07.2003 по 31.12.2004 оказал услуги по обеспечению телефонной связью граждан, имеющих право на 50-процентную скидку при оплате пользования телефоном на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, чьи телефоны присоединены к АТС истца, на общую сумму 8944 руб. 19 коп.

Расходы, связанные с предоставлением данных льгот, по мнению истца, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, поскольку понесенные им расходы не возмещены, истец полагает, что у него в результате неполного возмещения в 2003 - 2004 г. расходов по обеспечению телефонной связью граждан, чьи телефоны присоединены
к АТС истца, и имеющих право на льготы в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, возникли убытки в сумме 8944 руб. 19 коп., которые истец и просит взыскать.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ N 181-ФЗ от 24.11.1995 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, установлена 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Порядок возмещения расходов операторов связи, связанных с реализацией указанной льготы инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, регламентируется Правилами возмещения в 2000 году операторам связи расходов понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 “О порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот“, действие которых было продлено Постановлениями Правительства Российской Федерации N 85 от 10.02.2003 и N 80 от 14.02.2004 на 2003 - 2004 г., соответственно (далее именуются Правила).

Финансирование расходов, указанных в п. 1 Правил, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 2 Правил).

В соответствии с п. 3, 4, 5 указанных Правил финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется следующим образом.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной
защиты населения субъектов Российской Федерации по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Ежемесячно не позднее 20 числа Министерство труда и социального развития Российской Федерации в пределах выделяемых Министерством финансов Российской Федерации ассигнований оформляет платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет эти документы в Министерство финансов Российской Федерации. Перечисление средств из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы Федерального казначейства.

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации ежемесячно проводят с операторами связи сверку списков ветеранов и инвалидов, являющихся абонентами соответствующих операторов связи. По результатам сверки операторами связи и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации составляется акт, подтверждающий объем оказанных услуг связи и в соответствии с установленными тарифами на эти услуги - сумму, подлежащую компенсации. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета.

Средства, не использованные по итогам года на цели, предусмотренные указанными Правилами, подлежат перечислению в федеральный бюджет в установленном порядке.

При этом принятие обстоятельств федерального бюджета в соответствии со ст. 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется согласно доведенным лимитам бюджетных обязательств федерального бюджета. Принятые обязательства, вытекающие из договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета сверх установленных лимитов бюджетных обязательств,
не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработка проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, а также разработка проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год возложена на Министерство финансов Российской Федерации. В соответствии с п. 5.3 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет: составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомлений и объемов финансирования, ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации. Аналогичные полномочия Министерству финансов Российской Федерации были предоставлены ранее действовавшим Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 273 “Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации“.

При подготовке проектов федерального бюджета Российской Федерации на 2003, 2004 г. в бюджет Российской Федерации на компенсирование указанных ранее расходов заложены денежные средства в меньшем объеме, чем это необходимо для полного компенсирования понесенных затрат.

Распределение же выделенных Министерством финансов Российской Федерации ассигнований на финансирование указанных выплат по субъектам Российской Федерации в 2003 - 2004 г. было осуществлено Министерством труда и социального развития Российской Федерации на основании заявок органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, представленных в Министерство труда и социального развития Российской Федерации в полном объеме.

В 2003 - 2004 г. Министерство труда и социального развития Российской Федерации на
основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по каждому виду услуг связи, принимало решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации и доводило это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Как пояснил представитель Управления Федерального казначейства, Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области, в 2003, 2004 г. Министерство финансов Российской Федерации на основании платежных документов, оформленных Министерством труда и социального развития Российской Федерации, перечислило субъекту Российской Федерации - Свердловской области - средства федерального бюджета на исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в пределах лимитов бюджетных обязательств: в 2003 г. - 54224400,00 руб., в 2004 г. - 60637800,00 руб., что подтверждается данными лицевого счета Министерства социальной защиты населения Свердловской области.

Согласно сводным справкам об остатках средств, полученных из федерального бюджета Министерством труда и социального развития Российской Федерации на реализацию Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в 2003 г. остаток этих средств составил 9856 руб., а в 2004 г. (на 1 октября 2004 г.) - 3951466535,00 руб.

Помимо этого, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 “О порядке предоставления и расходования в 2001 г. средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (действие которого было продлено соответствующими Постановлениями Правительства России на 2003 - 2004 г.), Федеральными законами о федеральном бюджете на 2003, 2004 г. для Свердловской области предусматривались и Министерством финансов Российской Федерации перечислялись субсидии (денежные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях
долевого финансирования целевых расходов) на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“: в 2003 г. - 194483,0 тыс. руб. и в 2004 г. - 280362,0 тыс. руб.

Однако наличие указанных остатков и данные о перечислении субсидий из Фонда Компенсаций не подтверждают того, что суммы, необходимые для полного покрытия расходов по предоставлению услуг связи, связанных с предоставлением льгот гражданам на основании Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, заложенные в проекты законов о федеральном бюджете на соответствующий год (в том числе и в Фонд компенсаций для перечисления указанных субсидий), Министерством финансов Российской Федерации являлись достаточными для полного возмещения понесенных затрат.

Также необходимо обратить внимание на то, что указанные остатки - денежные средства, не использованные по итогам года на цели, предусмотренные указанными Правилами, на основании п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 963 от 15.12.2000, подлежат перечислению в федеральный бюджет в установленном порядке.

При этом судом не принимается во внимание довод ответчика - Министерства финансов Российской Федерации - о возможности перераспределения указанных остатков Министерством труда и социального развития Российской Федерации, поскольку прежде всего Министерство труда и социального развития Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета вправе перераспределить бюджетные ассигнования между получателями средств федерального бюджета только в объеме 5% бюджетных ассигнований, доведенных до получателей бюджетных средств, что является не достаточным для покрытия всех понесенных расходов, связанных с предоставлением льгот указанной категории граждан.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ Министерство труда и социального развития Российской Федерации
подлежит упразднению. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2004 N 799-р назначен председатель ликвидационной комиссии Минтруда России. В настоящее время ликвидационные мероприятия продолжаются. Доказательств, подтверждающих, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является правопреемником Министерства труда и социального развития, а также, что распределение денежных средств на данные цели поручено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, суду не представлено.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В рассматриваемом случае противоправность поведения заключается в уклонении государства от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией федеральных законов и иных нормативных актов, устанавливающих льготы отдельным категориям граждан (не закладываются в бюджет денежные средства необходимые для покрытия указанных расходов).

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “...если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.“.

В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда имущественный вред
подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из изложенного, а также учитывая, что Министерство труда и социального развития Российской Федерации находится в стадии ликвидации и полномочия по финансированию указанных ранее расходов не предоставлены Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также то, что данное Министерство не является правопреемником Министерства труда и социального развития Российской Федерации, суд счел, что от имени казны Российской Федерации в данном случае на основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации должно выступать Министерство финансов Российской Федерации.

При этом судом не принимаются во внимание доводы ответчиков о недоказанности заявленных требований, поскольку истцом представлены суду первичные документы (копии, приложенные в материалы дела), подтверждающие обоснованность требований истца, таким образом, истец в соответствии со ст. 65 АПК РФ доказал обстоятельства, на которых он основывает свои требования.

Помимо этого, судом также отклоняется довод ответчика об отсутствии лицензии у истца на предоставление услуг связи, поскольку истцом были оказаны услуги связи гражданам, имеющим право на указанные льготы, и данный факт подтвержден материалами дела, в связи с чем у ответчика возникло обязательство по возмещению понесенных истцом расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, имеющим право на льготы на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Вместе с тем, суд согласился с доводами ответчика - Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области - о необоснованности включения истцом в сумму убытков сумм НДС и подоходного налога по следующим основаниям.

Истцом в обоснование своих требований представлены письма ОАО “Свердловэнерго“ от 02.06.2003 N 30-29, от 31.07.2003 N 30-29/37, от 24.09.2004 N 30-29/3199 об использовании в работе и применении филиалом “Артемовские электросети“ тарифов на услуги телефонной связи, предоставляемые населению: с 16 мая 2003 года стоимость услуги населению в льготном размере (с учетом, НДС и налога с продаж) - 57,75 рублей, с 1 августа 2003 года стоимость услуги населению в льготном размере (с учетом НДС и налога с продаж) - 68,25 рублей, с 1 октября 2004 года стоимость услуги населению в льготном размере (с учетом НДС) - 80 рублей.

При расчете суммы исковых требований истец применил именно эти тарифы, включая в состав выпадающих доходов (упущенная выгода) сумму налоговых платежей (НДС - 20% и 18%).

Однако в соответствии со ст. 15 ГК РФ под упущенной выгодой, о которой заявил истец, понимаются неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

При обычных условиях гражданского оборота (т.е. при отсутствии обязанности предоставлять льготы) и после уплаты всех налогов неполученные доходы истца составили бы совокупность сумм тарифов без учета налоговых ставок налогообложения, поскольку, исходя из смысла закона, обязательные к уплате налоги (сборы) не могут являться выгодой налогоплательщика.

Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на добавленную стоимость является федеральным налогом и в соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете на 2003 и на 2004 годы данный налог составлял доходную часть федерального бюджета и подлежал уплате в доход федерального бюджета в размере 100%. В соответствии с ч. 3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость в 2003 году исчислялся по налоговой ставке 20%, в 2004 году - 18%.

Законом Свердловской области от 28 ноября 2001 года N 56-ОЗ “Об установлении и введении в действие налога с продаж на территории Свердловской области“ была определена ставка налога с продаж (далее по тексту - НСП) 5%. Налог взимался с 1 января 2002 года до 1 января 2004 года и перечислялся в областной и местные бюджеты.

Исходя из этого, льготный тариф на услуги связи, оказанные населению, применимый при расчете убытков истца, составит:

1) в июле 2003 года (до 1 августа 2003 года) без учета НДС (20%) и налога с продаж (5%) - 45, 83 рубля. Расчет тарифа без налогов: 2,75 (руб.) - налог с продаж; 55,00 (руб.) - тариф без налога с продаж (с НДС); 9,17 (руб.) - НДС; 45,83 (руб.) - тариф без налогообложения (без НДС и НСП);

2) с 1 августа 2003 года до 1 января 2004 года без учета НДС (20%) и налога с продаж (5%) - 54,17 рублей. Расчет тарифа без налогов: 3,25 (руб.) - налог с продаж; 65 (руб.) - тариф без налога с продаж (с НДС); 10,83 (руб.) - НДС; 54,17 (руб.) - тариф без налогообложения (без НДС и НСП).

3) 1 января 2004 года до 1 октября 2004 года без учета НДС (18%) и налога с продаж (5%) - 55,09 рублей. Расчет тарифа без налогов: 3,25 (руб.) - налог с продаж; 65 (руб.) - тариф без налога с продаж (с НДС); 9,91 (руб.) - НДС; 55,09 (руб.) - тариф без налогообложения (без НДС и НСП).

4) с 1 октября до 1 декабря 2004 года без учета НДС (18%) - 67,80 рублей. Расчет тарифа без налога 12,20 (руб.) - НДС; 67,80 (руб.) - тариф без налогообложения (без НДС).

Учитывая представленные истцом сведения о количестве граждан, имевших льготы по оплате услуг связи, и применяя при расчете упущенной выгоды истца тарифы, не облагаемые суммой налогов, сумма не полученных истцом доходов, о возмещении которой истцом заключены договоры с УСЗН г. Артемовского и которая является предметом рассмотрения данного спора, составит 7712 рублей 61 копейки. Общая сумма налогов, включенная истцом в сумму убытков составляет 1231 рубль 55 копеек (8944,19 руб. - 7712,64 руб.).

Основываясь на изложенном и представленных суду доказательствах, суд пришел к выводу, что требования истца являются законными и обоснованными в части требований о взыскании с ответчика убытков в сумме 7712 рублей 64 копейки, в связи с чем подлежат удовлетворению в данной части исковых требовании.

Расходы по оплате государственной пошлины на основании ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Однако ответчик - Министерство финансов Российской Федерации - от оплаты государственной пошлины освобожден на основании ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем государственная пошлина в сумме 431 руб. 15 коп. (пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований) подлежит возврату истцу из федерального бюджета Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества “Свердловэнерго“ убытки в размере 7712 руб. 64 коп.

В удовлетворении исковых требований в остальной части и к остальным ответчикам отказать.

Возвратить Открытому акционерному обществу “Свердловэнерго“ из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 431 руб. 15 коп. (платежное поручение N 1887 от 05.10.2005, подтверждающее оплату государственной пошлины, находится в Арбитражном суде Свердловской области в материалах арбитражного дела N А60-36038/05-С4).

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259 - 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

КРАСНОБАЕВА И.А.