Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.12.2006 по делу N А66-1969/2006 Суд взыскал с Минфина РФ за счет казны РФ расходы, понесенные КЭЧ в результате предоставления отдельной категории граждан льгот по оплате коммунальных услуг, поскольку средства федерального бюджета, выделенные на возмещение указанных расходов, были получены субъектом РФ и через Департамент социальной защиты и отделы социальной защиты населения МО полностью распределены организациям, предоставляющим услуги по льготным ценам, однако указанных средств оказалось недостаточно для компенсации расходов КЭЧ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2006 года Дело N А66-1969/2006“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., рассмотрев 19.12.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 23.06.2006 (судья Рощупкин В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2006 (судьи Попов А.А., Жукова В.В., Закутская С.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-1969/2006,

УСТАНОВИЛ:

Домоуправление N 2 Тверской квартирно-эксплуатационной части квартирно-эксплуатационного управления Московского военного округа Российской Федерации (далее - Домоуправление N 2, Организация) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области о взыскании 127590 руб.
расходов, образовавшихся в результате предоставления льгот с 01.02.2003 по 31.12.2004 в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее - Закон).

Определением от 03.04.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Департамент социальной защиты населения Тверской области, Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).

В порядке статей 51 и 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заменен ответчик - казна Тверской области в лице Департамента финансов Тверской области на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент финансов Тверской области.

В порядке статьи 49 АПК РФ истец уменьшил размер требований до суммы 87808 руб. 60 коп. (из взыскиваемой суммы исключен налог на добавленную стоимость, далее - НДС).

Решением от 23.06.2006 в пользу Домоуправления N 2 за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина РФ взыскано 87808 руб. 60 коп. и 3134 руб. 25 коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2006 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции как вынесенные с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт, отказав в иске к казне Российской Федерации в лице Минфина РФ. Податель жалобы считает, что полностью выполнил свои обязательства, перечислив денежные средства бюджету Тверской области.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте
судебного заседания, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела. Домоуправление N 2 предоставляло в период с 01.02.2003 по 31.12.2004 льготы гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“. В результате предоставления льгот у Домоуправления N 2 возникли некомпенсированные расходы в сумме 87808 руб. 60 коп. (без НДС), невозмещение которых послужило основанием для обращения Организации в арбитражный суд.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами.

В соответствии со статьей 5 Закона финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией Закона, в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.

Постановлением Правительства от 24.04.1996 N 506 утвержден порядок финансирования расходов, связанных с реализацией названного Закона (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310 утверждены Правила предоставления и расходования средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию названного Закона (постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 действие Правил было
продлено на 2003 и 2004 годы).

В силу приложения 15 к Федеральному закону от 24.12.2002 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ и приложению 14 к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ Тверской области из Фонда компенсаций на возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы в соответствии с Законом, было выделено в 2003 году 10883000 руб., в 2004 - 12630000 руб.

Как установлено судом, средства федерального бюджета в указанной сумме получены Тверской областью и через Департамент социальной защиты и отделы социальной защиты населения муниципальных образований полностью распределены организациям, предоставляющим услуги по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот. Однако указанных средств оказалось недостаточно для компенсации расходов Организации.

Поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения из федерального бюджета средств в достаточном размере, а факт нецелевого использования предоставленных средств не доказан, то суды пришли к правильному выводу о необходимости компенсации расходов организации за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, с казны Российской Федерации взыскано 3134 руб. 26 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с законностью данного вывода.

Минфин РФ как финансовый орган, выступающий от имени казны Российской Федерации, участвует в соответствующих делах по искам к Российской Федерации в защиту государственных интересов, в связи с чем в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с пунктом 5 статьи 333.40 НК РФ в случаях, если решение суда принято полностью или частично не в
пользу государственных органов, возврат государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части распределения судебных расходов по делу.

В остальной части решение и постановление апелляционной инстанции являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-1969/2006 в части взыскания государственной пошлины с Министерства финансов Российской Федерации отменить.

Возвратить из федерального бюджета Домоуправлению N 2 Тверской квартирно-эксплуатационной части квартирно-эксплуатационного управления Московского военного округа Российской Федерации 3134 руб. 26 коп. государственной пошлины.

В остальной части решение и постановление оставить без изменения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

СОСНИНА О.Г.

ТАРАСЮК И.М.