Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.12.2006 по делу N А05-19778/2005-20 Суд правомерно обязал ИФНС произвести действия по возврату ОАО из бюджета излишне взысканных пеней по ЕСН, поскольку из материалов дела следует, что по заявлениям общества налоговой инспекцией был произведен зачет переплаты налога на прибыль в счет уплаты недоимки по ЕСН, следовательно, у общества отсутствовала недоимка по данному налогу и инспекция неправомерно начислила и взыскала спорную сумму пеней.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2006 года Дело N А05-19778/2005-20“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Самсоновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 31.08.2006 по делу N А05-19778/2005-20 (судьи Бекарова Е.И., Бушева Н.М., Волков Н.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (с учетом уточнения требований) об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) возвратить из федерального бюджета 945940 руб. 68
коп. пеней по единому социальному налогу, незаконно и излишне взысканных по решению налоговой инспекции от 18.11.2002 N 39317, с соблюдением процедуры их возврата, установленной статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 28.06.2006 заявленные Обществом требования удовлетворены частично: суд обязал налоговую инспекцию в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу произвести действия по возврату из бюджета соответствующего уровня Обществу 814959 руб. 53 коп. излишне взысканных пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, по решению от 18.11.2002 N 39317. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.08.2006 решение суда от 28.06.2006 изменено. Суд обязал налоговую инспекцию в десятидневный срок со дня принятия постановления произвести действия по возврату из бюджета соответствующего уровня Обществу 945940 руб. 68 коп. излишне взысканных пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, по решению от 18.11.2002 N 39317, с соблюдением процедуры возврата излишне взысканных пеней, установленной статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции, указывая на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.

Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.

На основании пункта 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, 18.11.2002 налоговая
инспекция вынесла решение N 39317 о зачете сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению из бюджета в порядке пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, в уплату сумм пеней по налогам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет, в том числе в размере 945940 руб. 68 коп. по пеням по единому социальному налогу, задолженность по которым образовалась за период 2001 - 2002 годы. При этом налоговый орган исходил из данных обобщенного состояния расчетов на 13.11.2002, согласно которому за налогоплательщиком числилось 945940 руб. 68 коп. задолженности по пеням по единому социальному налогу.

Общество, считая действия налогового органа по проведению зачета сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению из бюджета, в уплату пеней по единому социальному налогу незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании налоговой инспекции возвратить из федерального бюджета незаконно и излишне взысканные пени по единому социальному налогу в сумме 945940 руб. 68 коп.

Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил частично, признав излишне взысканными 814959 руб. 53 коп. пеней по единому социальному налогу в связи с нарушением процедуры их взыскания, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации. В требовании о возврате 130981 руб. 15 коп. пеней Обществу отказано в связи с тем, что на момент принятия решения от 18.11.2002 N 39317 у налогоплательщика имелась действительная обязанность по уплате пеней в указанной сумме за период с 23.04.2002 по 13.11.2002, процедура зачета указанной суммы пеней налоговым органом не нарушена.

Суд апелляционной инстанции изменил решение суда и удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме. Суд установил, что по заявлениям Общества от 14.06.2002 N 4-2108 и от 07.08.2002
N 4-3663 налоговой инспекцией был произведен зачет переплаты налога на прибыль на исполнение обязанности по уплате недоимки по единому социальному налогу, следовательно, поскольку на 23.06.2002 и 12.08.2002 у Общества не было недоимки по единому социальному налогу, то основания для начисления 47905 рублей 61 копейки пеней отсутствовали. В отношении суммы пеней в размере 83075 руб. 54 коп. суд указал на нарушение процедуры их взыскания, поскольку налоговым органом не представлены доказательства направления налогоплательщику требования об уплате указанной суммы пеней.

Налоговая инспекция не согласилась с вынесенными по делу судебными актами. Доводы кассационной жалобы сводятся к вопросу о правомерности (неправомерности) начисления пеней за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу. Поскольку в кассационной жалобе налоговая инспекция не оспаривает указанные выводы судебных инстанций о неправомерности взыскания с Общества 945940 руб. 68 коп. пеней по единому социальному налогу, то данный довод налогового органа в рассматриваемом случае не имеет значения.

Таким образом, постановление суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 31.08.2006 по делу N А05-19778/2005-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

САМСОНОВА Л.А.