Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2006 по делу N А05-5240/2006-33 Суд отказал в признании недействительным принятого единолично главой администрации субъекта РФ распоряжения о предоставлении в аренду ОАО земельных участков для проведения сейсморазведочных (изыскательских) работ, указав, что вопрос о предоставлении участков конкретным лицам не включен в перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях администрации, и распоряжение фактически одобрено на плановом заседании администрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2006 года Дело N А05-5240/2006-33“

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2006 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокурора Ненецкого автономного округа на решение от 05.06.2006 (судья Бабичев О.П.) и постановление апелляционной инстанции от 21.07.2006 (судьи Бушева Н.М., Шашков А.Х., Пигурнова Н.И.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5240/2006-33,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в Арбитражный суд Архангельской области в интересах открытого акционерного общества “Северная нефть“ (далее - Общество) с заявлением к
администрации Ненецкого автономного округа (далее - Администрация) о признании недействительным распоряжения Администрации от 30.05.2005 N 376-р “О предоставлении в аренду ОАО “Северная нефть“ земельных участков для проведения сейсморазведочных (изыскательских) работ на Надейюском, Хасырейском и Черепаюском объектах“ и обязании Администрации принять решение по данному вопросу в соответствии с законом.

Определением от 14.04.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Общество, сельскохозяйственный производственный кооператив “Путь Ильича“ (далее - СПК “Путь Ильича“), муниципальное унитарное предприятие “Северный“ (далее - МУП “Северный“), муниципальное унитарное предприятие “Усть-Усинский“ (далее - МУП “Усть-Усинский“), сельскохозяйственный производственный кооператив “Рассвет Севера“ (далее - СПК “Рассвет Севера“).

Решением от 05.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2006, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе прокурор просит отменить указанные решение и постановление, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение (толкование) норм материального права, нарушение статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, из законодательных актов, регулирующих систему исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и их деятельность, следует, что принятие Администрацией как коллегиальным исполнительным органом любых правовых актов, как нормативных, так и ненормативных, по вопросам своей компетенции возможно только в коллегиальном составе; полномочия и компетенция главы Администрации как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не тождественны полномочиям и компетенции Администрации как высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации; вопросы управления и распоряжения земельными участками относятся к компетенции Администрации как высшего исполнительного органа; оспариваемое распоряжение, поскольку оно принято единолично главой Администрации вне пределов предоставленных полномочий, не является обязательным для исполнения и не влечет правовых последствий; правовые акты
Ненецкого автономного округа об установлении переходного периода противоречат правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и согласно статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежали применению судом; вывод суда о последующем одобрении Администрацией распоряжения, подписанного главой Администрации, противоречит выводу суда о правомерности подписания данного распоряжения главой Администрации единолично.

Администрация в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая несостоятельной ссылку прокурора на то, что вопрос, по которому принято оспариваемое распоряжение, относится к исключительной компетенции Администрации как коллегиального органа и подлежал рассмотрению исключительно на заседаниях Администрации; указывая на невозможность проведения в период, когда был принят оспариваемый ненормативный акт, заседаний Администрации по объективным причинам ввиду формирования новой системы исполнительных органов Ненецкого автономного округа; ссылаясь на законность установления переходного периода статьей 23 Закона Ненецкого автономного округа “Об администрации Ненецкого автономного округа и иных органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа“, который был проверен судом Ненецкого автономного округа и признан соответствующим действующему законодательству, а также на то, что оспариваемое распоряжение не нарушает ничьих прав.

Общество в отзыве на жалобу также просит оставить ее без удовлетворения, соглашаясь в полном объеме с выводами суда и поддерживая доводы Администрации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в заседание суда не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации от 30.05.2005 N 376-р, подписанным главой Администрации Бариновым А.В., Обществу предоставлены в аренду земельные участки для
проведения сейсморазведочных работ по методике 3Д на Надейюском, Хасырейском и Черпаюском месторождениях общей площадью 28,2 га, из них: 4,48 га - находившихся во временном пользовании (на период с 10.04.2004 по 30.04.2004) у СПК “Путь Ильича“; 7,42 га - во временном пользовании (на период с 01.02.2004 по 09.04.2004) у МУП “Северный“; 13,36 га - во временном пользовании (на период с 21.02.2004 по 30.04.2004) у МУП “Усть-Усинский“; 5,94 га - во временном пользовании (на период с 01.01.2004 по 20.02.2004) у СПК “Рассвет Севера“.

Пунктами 3, 4 распоряжения утверждены акты определения потерь сельскохозяйственного производства в сумме 176385 руб. и убытков (упущенной выгоды) при изъятии, порче и уничтожении оленьих пастбищ на общую сумму 1500 руб., в том числе из земель СПК “Рассвет Севера“ - 1200 руб., из земель СПК “Путь Ильича“ - 300 руб.

Пунктами 5.2, 5.3 распоряжения Обществу предписано перечислить сумму в размере стоимости потерь сельскохозяйственного производства в окружной бюджет, в размере стоимости убытков (упущенной выгоды) - кооперативам.

Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, обосновывая свои требования следующим. По мнению прокурора, оспариваемое распоряжение в нарушение положений Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, Устава Ненецкого автономного округа (далее - Устав), Закона Ненецкого автономного округа “Об администрации Ненецкого автономного округа и иных органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа“ (далее - Окружной закон) было принято единолично главой Администрации, в то время как решение по вопросу о предоставлении земельного участка должно было быть принято Администрацией как коллегиальным исполнительным органом на заседании Администрации. Решение, принятое неуполномоченным органом, не создает
правовых последствий для Общества, чем нарушаются его права.

В соответствии со статьями 52, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц.

Судебные инстанции правомерно исходили из того, что факт нарушения прав и законных интересов Общества, в защиту интересов которого обратился прокурор, в связи с принятием оспариваемого распоряжения не подтвержден. Напротив, распоряжение о предоставлении лицу права пользования (аренды) земельным участком является одним из элементов юридического состава, из которого у данного лица возникают соответствующие права, а признание ненормативного акта недействительным влечет невозможность для Общества осуществлять предпринимательскую и иную экономическую деятельность с использованием данного земельного участка. В процессе рассмотрения дела ни Общество, ни другие лица не заявляли о нарушении оспариваемым ненормативным актом своих прав.

Суд, проанализировав положения законов федерального и регионального уровней, на несоответствие которым оспариваемого распоряжения ссылался прокурор, также пришел к правильному выводу, что оспариваемое распоряжение ни по содержанию, ни
по порядку принятия данным нормативным правовым актам не противоречит.

В соответствии со статьями 7, 32 Устава Администрация является высшим и постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной государственной власти Ненецкого автономного округа, возглавляемым главой администрации округа. Аналогичные положения содержатся в статье 2 Окружного закона. Из Устава, Окружного закона, а также из Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что вопрос о распоряжении конкретным земельным участком путем предоставления его конкретному субъекту входит в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению и решению Администрацией как коллегиальным органом исключительно на заседаниях, и не мог быть разрешен в распоряжении, подписанном главой Администрации.

Согласно статье 9 Окружного закона Администрация на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Устава и законов округа, постановлений и распоряжений главы Администрации издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений. Причем нормативные правовые акты принимаются Администрацией только на заседаниях коллегиально в форме постановлений, а ненормативные правовые акты - в форме распоряжений, которые подписываются главой Администрации. Указания на то, что ненормативные правовые акты должны приниматься в обязательном порядке на заседаниях Администрации коллегиально, в названном законе отсутствуют. Акт органа местного самоуправления по вопросу распоряжения конкретным земельным участком, принятый в отношении конкретных юридических или физических лиц, является ненормативным правовым актом.

Статьей 16 Окружного закона определен перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Администрации. Вопрос о предоставлении конкретных земельных участков конкретным субъектам в данный перечень не включен.

Суд также правомерно принял во внимание, что распоряжение от 30.05.2005 N 376-р фактически одобрено на плановом заседании Администрации (протокол от 25.04.2006 N 34),
включено в перечень правовых актов Администрации, о чем принято постановление от 25.04.2006 N 75-п.

При таких обстоятельствах суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт не противоречит закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает ничьих прав и законных интересов, правомерно в соответствии с частью третьей статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В кассационной жалобе прокурор излагает свою правовую позицию относительно толкования правовых норм; указанной позиции судебные инстанции дали оценку, которую кассационный суд признает по изложенным выше мотивам надлежащей.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 21.07.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5240/2006-33 оставить без изменения, а кассационную жалобу прокурора Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.

Председательствующий

СЕРГЕЕВА И.В.

Судьи

РУДНИЦКИЙ Г.М.

САПОТКИНА Т.И.