Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2006 по делу N А13-2551/2006-27 Признавая незаконными действия ИФНС по отказу сельскохозяйственной артели в зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суд отклонил довод инспекции о том, что полномочиями по зачету (возврату) страховых взносов обладает ПФ РФ, так как в соответствии с законодательством возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании соответствующих решений налоговых органов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2006 года Дело N А13-2551/2006-27“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Кочеровой Л.И., Подвального И.О., рассмотрев 03.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.06.2006 по делу N А13-2551/2006-27 (судья Кудин А.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Сельскохозяйственная артель (колхоз) “Кировский“ (далее - Колхоз) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Вологодской области (далее - Инспекция) и Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великий
Устюг Вологодской области (далее - Фонд) по отказу в зачете (возврате) 55000 руб. излишне уплаченных страховых взносов.

Решением от 06.06.2006 суд удовлетворил заявленные Колхозом требования к Инспекции и отказал в удовлетворении требований к Фонду.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, полномочиями по возврату (зачету) страховых взносов обладает Фонд, а не налоговый орган.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Колхоз, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, перечислил 55000 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ошибочно указав в платежных документах код бюджетной классификации 18210202030061000160, предусмотренный для уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на финансирование страховой части трудовой пенсии, вместо кода бюджетной классификации 18210202010061000160, предусмотренный для уплаты страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии.

В заявлениях в Инспекцию от 25.01.2006 и в Фонд от 06.04.2006 Колхоз просил зачесть страховые взносы, уплаченные по неправильному коду бюджетной классификации, на соответствующий код бюджетной классификации.

Инспекция письмом от 27.02.2006 N 10-08/1468/2328 оставила заявление Колхоза без удовлетворения, ссылаясь на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, являются неналоговыми платежами.

Колхоз, считая действия ответчиков незаконными, обратился в арбитражный суд с настоящим
заявлением.

Суд сделал вывод о том, что в соответствии с действующим законодательством возврат страхователям или зачет излишне уплаченных страховых взносов должна производить Инспекция, в связи с чем удовлетворил требования Колхоза к налоговому органу и отказал в удовлетворении заявления к Фонду.

Кассационная инстанция считает выводы суда первой инстанции правильными.

Согласно абзацу 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Следовательно, страховые взносы действительно не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Однако в соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю
за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

На основании приведенных норм права Министерство финансов Российской Федерации издало приказ от 16.12.2004 N 116н, которым утвердило Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Из анализа указанных норм следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат (зачет) неправильно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, суд правомерно признал действия Инспекции по отказу Колхозу в зачете ошибочно уплаченных 55000 руб. страховых взносов незаконными и обязал налоговый орган в порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя принять решение о зачете названной суммы в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии.

Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.06.2006 по делу N А13-2551/2006-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРАБУХИНА Л.И.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

ПОДВАЛЬНЫЙ И.О.