Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2006 по делу N А13-2037/2006-20 Удовлетворяя иск о взыскании с Минфина РФ за счет казны РФ убытков, образовавшихся у ОАО в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии ветеранам, суд указал, что министерство не представило доказательств выделения субъекту РФ из федерального бюджета денежных средств на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством, в достаточном размере, а нецелевого использования данных средств субъектом РФ судом не выявлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2006 года Дело N А13-2037/2006-20“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., рассмотрев 03.10.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.06.2006 по делу N А13-2037/2006-20 (судья Романова А.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Вологодская сбытовая компания“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Департаменту финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов), Финансовому управлению Вытегорского муниципального района (далее - Финансовое управление) о взыскании 173390 руб. 74 коп.
(с учетом уточнения суммы иска) убытков, образовавшихся в результате предоставления Обществом льгот по оплате электроэнергии ветеранам и инвалидам в 2005 году.

Решением от 13.06.2006 иск Общества удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение от 13.06.2006, считая, что надлежащим ответчиком является Вологодская область в лице Департамента финансов.

В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на то, что Вологодская область надлежащим образом исполнила обязательства по финансированию: денежные средства, выделенные из федерального бюджета Вологодской области в качестве субвенций на реализацию федеральных законов, были распределены между муниципальными образованиями Вологодской области и перечислены им в полном объеме.

Департамент финансов отзыва не представил.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако представители в заседание кассационной инстанции не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в 2005 году Общество предоставляло льготы по оплате электроэнергии ветеранам и инвалидам, проживающим в Вытегорском муниципальном районе, на основании Федеральных законов от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ и от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон о ветеранах, Закон об инвалидах), в результате чего у него возникли расходы в сумме 173390 руб. 74 коп. Невозмещение этих расходов и послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами.

В соответствии со статьей 17 Закона об инвалидах инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного
и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Согласно статье 28.2 Закона об инвалидах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В силу пункта 1 статьи 10 Закона о ветеранах меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 этого Закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В статье 23.2 Закона о ветеранах указано, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 названного Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

В соответствии с пунктом 2 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении “Маяк“ и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а
также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652, финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.

Согласно пункту 5 указанных Правил форма предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Вологодской области от 17.01.2005 N 41 “О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг“ утверждены Правила расходования и учета средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - Правила).

В соответствии с Правилами субвенции, выделяемые из Федерального фонда компенсаций, зачисляются на лицевой счет Департамента финансов, открытый в Управлении федерального казначейства Минфина РФ по Вологодской области. Управление федерального казначейства перечисляет субвенции с лицевого счета Департамента финансов на лицевые счета финансовых органов муниципальных образований, открытых в органах федерального казначейства.

Таким образом, правильным является вывод суда о том, что финансирование расходов Общества в связи с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам, установленных федеральными законами, осуществляется за счет федерального бюджета.

Согласно приложению 20 к Федеральному закону от 23.12.2004 N 173-ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“ Вологодской области в Федеральном фонде компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан было запланировано 259556000 руб. субвенций, а фактически область получила 260063000 руб.

Указанные денежные средства были распределены в соответствии с приложением к постановлению Правительства Вологодской области от 14.02.2005 N 135, согласно которому Вытегорскому району на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан выделено 4266000 руб., из них на оплату электроэнергии -
615200 руб. Указанных средств оказалось недостаточно для компенсации расходов Общества в связи с предоставлением льгот инвалидам и ветеранам согласно федеральным законам.

Довод подателя жалобы о том, что Минфин РФ выполнил свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, не может быть принят судом кассационной инстанции. Податель жалобы не представил доказательств выделения бюджету Вологодской области из федерального бюджета денежных средств на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере, а нецелевого использования бюджетных средств Вологодской областью судом не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 13.06.2006 по делу N А13-2037/2006-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

СОСНИНА О.Г.

ТАРАСЮК И.М.