Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.09.2006 по делу N А05-16894/05-10 Суд, удовлетворяя требование о признании незаконным отказа таможни в зачете излишне уплаченных ОАО таможенных сборов за таможенное оформление, сделал ошибочный вывод о том, что последние взимаются однократно при подаче временной таможенной декларации, поскольку в соответствии с Таможенным кодексом РФ указанные сборы подлежат уплате при каждом факте оказания таможенным органом публично-правовых услуг: принятии, проверке и оформлении как временной, так и полной таможенной декларации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2006 года Дело N А05-16894/05-10“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Кочеровой Л.И., Малышевой Н.Н., при участии от Архангельской таможни Костылевой Е.В. (доверенность от 20.07.05 N 3662), от открытого акционерного общества “Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат“ Ревенко Л.В. (доверенность от 25.09.06), рассмотрев 27.09.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.02.06 по делу N А05-16894/05-10 (судья Пигурнова Н.И.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Архангельской таможни (далее - таможня) от
26.09.05 N 14-01-26/4873 об отказе в зачете излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление, а также об обязании таможни зачесть 1141242 руб. 47 коп. излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление в счет уплаты будущих таможенных платежей.

Решением суда от 14.02.06 признан незаконным отказ таможенного органа в зачете излишне уплаченных обществом таможенных сборов за таможенное оформление в части, касающейся указания на отсутствие правовых оснований для этого. Суд обязал таможню исключить из письма от 26.09.05 N 14-01-26/4873 указание на отсутствие правовых оснований для зачета либо возврата таможенных сборов за таможенное оформление. В удовлетворении остальной части требований заявителю отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе таможня просит отменить решение от 14.02.06 в связи с неправильным, по ее мнению, применением судом норм материального права. Податель жалобы считает, что подача каждой декларации (и временной, и полной) должна сопровождаться уплатой таможенного сбора. При этом правила уплаты таможенных пошлин, налогов при временном периодическом декларировании не распространяются на таможенные сборы за таможенное оформление, имеющие иную правовую природу. Правовая позиция таможенного органа мотивирована ссылками на положения статей 11, 124, 132, 138, 149, 152, 153, 318, 322, 357.6, 357.7 и 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что в период с 24.12.04 по 15.07.05 общество вывозило с таможенной территории Российской Федерации пиломатериалы. Таможенное оформление товаров производилось в порядке временного периодического декларирования, предусмотренном статьей 138 ТК РФ. При этом заявитель уплачивал таможенные сборы
за таможенное оформление как при подаче временных, так и при подаче полных таможенных деклараций.

Полагая, что сборы за таможенное оформление взимаются однократно при подаче временной таможенной декларации, общество обратилось в таможни с заявлением о возврате 1191242 руб. 47 коп. названных сборов, излишне уплаченных при подаче полных таможенных деклараций в период с 21.01.05 по 27.07.05. В письме от 26.09.05 N 14-01-26/4873 таможенный орган сообщил заявителю об отсутствии правовых оснований для возврата таможенных сборов за таможенное оформление.

Частично удовлетворяя заявленные обществом требования, суд посчитал, что сборы за таможенное оформление взимаются однократно при подаче временной таможенной декларации. При этом суд руководствовался положениями статей 11, 60, 138, 357.1, 357.7 и 357.10 ТК РФ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.04 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ (далее - Постановление от 28.12.04 N 863).

Кассационная инстанция считает, что суд неправильно применил нормы материального права.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11, статьей 63.1, подпунктом 5 пункта 1 статьи 318 и пунктом 1 статьи 357.10 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размер их должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100000 рублей.

Ставки таможенных сборов за таможенное оформление установлены Постановлением от 28.12.04 N 863 и определяются, по общему правилу, в зависимости от таможенной стоимости товаров (в ряде случаев размер сбора установлен с учетом иных критериев, в частности,
наименование товара, цели ввоза (вывоза), вид транспорта, на котором товар перемещается).

Из приведенных нормативных положений следует, что объектом обложения названным таможенным сбором является комплекс публично-правовых действий, совершаемых таможенным органом в связи с таможенным оформлением конкретных товаров, от таможенной стоимости которых, по общему правилу, и зависит размер сбора.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

По смыслу цитируемых правовых норм таможенные сборы подлежат уплате при каждом факте оказания таможенным органом публично-правовых услуг - принятия, проверки и оформления таможенной декларации как временной, так и полной.

Как указано в пункте 2 статьи 357.7 ТК РФ, уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены названным Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 138 ТК РФ вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений о товарах, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно
с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.

Отсылочная норма пункта 2 статьи 357.7 ТК РФ подлежит применению с учетом особенностей объекта обложения таможенным сбором за таможенное оформление, возникающего при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда подлежит частичной отмене.

Руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.02.06 по делу N А05-16894/05-10 о признании незаконным отказа Архангельской таможни в зачете излишне уплаченных открытым акционерным обществом “Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат“ таможенных сборов за таможенное оформление в части, касающейся указания на отсутствие правовых оснований для этого, а также о понуждении Архангельской таможни исключить из письма от 26.09.05 N 14-01-26/4873 указание на отсутствие правовых оснований для зачета либо возврата таможенных сборов за таможенное оформление отменить.

В удовлетворении этой части требований открытому акционерному обществу “Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат“ отказать.

В остальной части решение суда от 14.02.06 оставить без изменения.

Взыскать с открытого акционерного общества “Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат“ 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

Председательствующий

ХОХЛОВ Д.В.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

МАЛЫШЕВА Н.Н.