Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2006 по делу N А42-3067/2006-29 Признавая недействительным уведомление ИФНС о невозможности применения ОАО упрощенной системы налогообложения, суд отклонил ссылку инспекции на то, что организации, доля участия в которых других организаций составляет более 25%, не вправе применять УСН, так как названное ограничение не распространяется на государственные органы, в данном случае Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, являющееся владельцем 100% акций ОАО и не соответствующее понятию “организация“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2006 года Дело N А42-3067/2006-29“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2006 по делу N А42-3067/2006-29 (судья Быкова Н.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Мурманский швейный комбинат“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) от 30.03.2006 N 80-26.1-8-13/2 033793 и об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и
законных интересов Общества.

Решением суда первой инстанции от 09.06.2006 заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и принять по делу новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области от 30.12.2005 N 306 проведена приватизация федерального государственного унитарного предприятия “Мурманский комбинат по ремонту вещевого имущества Северного флота“ Министерства обороны Российской Федерации путем преобразования в открытое акционерное общество “Мурманский швейный комбинат“ с уставным капиталом 1750000 руб., состоящим из 17500 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью сто рублей каждая. Все акции размещены единственному учредителю - Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Общество 16.02.2006 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты государственной регистрации.

Налоговая инспекция 30.03.2006 направила в адрес Общества уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 16.03.2006 N 6/26.1 /за исходящим номером 80-26.1-8-13/2 033793/, в котором пояснила, что согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Общество, считая уведомление налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.

В пункте
3 статьи 346.12 НК РФ приведен перечень субъектов налоговых правоотношений, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Согласно подпункту 14 пункта 3 данной статьи к таким субъектам отнесены организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.

В данном случае единственным владельцем акций Общества является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (100%).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ (далее - Закон N 208-ФЗ) учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.

В силу пункта 5 статьи 1 и пункта 3 статьи 94 названного Закона государственные органы - соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества или иные уполномоченные государственные органы, а также органы местного самоуправления - вправе только представлять интересы акционера по вкладам государства или муниципальных образований.

Следовательно, нормы Закона N 208-ФЗ в целях применения его положений различают понятия “юридическое лицо“ и “государственный орган“.

Пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

В пункте 2 статьи 11 Кодекса именно для целей налогообложения дано понятие организации. Организация - это юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранное юридическое лицо, компания, другое корпоративное образование, обладающее гражданской правоспособностью, созданное в соответствии с законодательством иностранного
государства, международная организация, ее филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Таким образом, применяя приведенные нормы в системном толковании, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что предусмотренные подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ ограничения не распространяются на государственный орган - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, поскольку оно не подпадает под определение понятий “организация“ и “юридическое лицо“, в связи с чем правомерно признал недействительным оспариваемое уведомление налоговой инспекции.

Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции и отмены обжалуемого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2006 по делу N А42-3067/2006-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

КУЗНЕЦОВА Н.Г.