Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.08.2006 по делу N А56-47493/2005 Суд необоснованно признал правомерным предъявление ЗАО к возмещению из бюджета сумм НДС, уплаченных при ввозе транспортных средств на таможенную территорию РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют налоговая декларация за соответствующий период и документы, подтверждающие ввоз обществом товаров на территорию РФ, их оприходование и уплату таможенных платежей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2006 года Дело N А56-47493/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Боглачевой Е.В., Морозовой Н.А., при участии от закрытого акционерного общества “Гема-Транс“ Тумакевой Н.В. (доверенность от 16.05.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Хачикян Н.А. (доверенность от 01.06.2006 N 03-05/06821), рассмотрев 28.08.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2006 по делу N А56-47493/2005 (судья Захаров В.В.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Гема-Транс“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 15.07.2005 N 05-01/314 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) об отказе в возмещении из бюджета 476156 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Решением суда первой инстанции от 14.04.2006 требования Общества полностью удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение от 14.04.2006 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество представило в инспекцию уточненную декларацию по НДС по ставке 0% за декабрь 2004 года, в которой заявило к вычету 3440514 руб. налога.

Налоговый орган провел камеральную проверку декларации и документов, по итогам которой принял решение от 15.07.2005 N 05-01/314 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 476156 руб. НДС. В обоснование принятого решения инспекция ссылается на неправомерное предъявление налогоплательщиком к вычету налога, исчисленного со стоимости ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации в январе 2005 года транспортных средств. Кроме того, последние учитываются Обществом на забалансовых счетах бухгалтерского учета.

Налогоплательщик посчитал решение инспекции незаконным и оспорил его в арбитражный суд.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Положение названного подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке экспортируемых за пределы
территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.

В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы НДС, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), названных в подпунктах 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы этого налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.

Пунктом 3 статьи 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм НДС, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), названных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы документов, приведенных в статье 165 НК РФ, на основании отдельной налоговой декларации.

Исходя из пункта 6 статьи 166 НК РФ, сумма налога по операциям реализации товаров, облагаемым на основании пункта 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

При установлении того, подлежат ли суммы уплаченного поставщикам НДС включению в вычеты по операциям реализации товаров, отражаемым в отдельной налоговой декларации по налоговой ставке 0%, следует руководствоваться общими положениями статей 171 и 172 НК РФ.

Следовательно, налогоплательщик обязан определить и в отдельной декларации отразить налоговую базу и налог по операциям реализации товаров, облагаемых налоговой
ставкой 0%, и не может уменьшить указанную в этой декларации сумму налога на те вычеты, которые не относятся к товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, включенных в данную декларацию.

Согласно пунктам 1 - 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо
уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, перечисленных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.

Следовательно, для применения налогового вычета при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и фактической уплате таможенному органу НДС следует руководствоваться общим порядком предъявления налога к вычету, предусматривающим вычет налога, уплаченного на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию.

Таким образом, налогоплательщик вправе предъявить к вычету суммы налога, уплаченные на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, при наличии у него документов, подтверждающих факт уплаты налога, а также принятие на учет приобретенного для использования в производственных целях имущества.

Из решения налогового органа следует, что по договору лизинга с иностранной фирмой в январе 2005 года Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации транспортные средства, заявив к возмещению из бюджета налог, уплаченный таможенным органам, в декларации по ставке 0% за декабрь 2004 года.

Согласно пункту 1 статьи 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Налогоплательщики, применяющие различные налоговые ставки при реализации товаров (работ, услуг), должны определять налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.

В данном случае суд, удовлетворяя заявленные Обществом требования, сделал вывод о том, что заявителем выполнены все условия, подтверждающие его право на налоговый вычет по декларации по ставке 0% за декабрь 2004
года.

Вместе с тем в материалах дела отсутствует налоговая декларация за декабрь 2004 года, документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, их оприходование и уплату таможенных платежей.

Таким образом, суд принял решение, не основанное на материалах дела.

Кроме того, не представляется возможным проверить, насколько основания для принятия оспариваемого решения инспекции и выводы суда об их несостоятельности соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При таком положении кассационная инстанция считает, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятое по делу решение следует отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

При новом рассмотрении дела суду следует истребовать у налогоплательщика копии налоговой декларации за декабрь 2004 года и документов, подтверждающих его право на налоговый вычет, исследовать представленные сторонами доказательства в их совокупности; дать им правовую оценку и с учетом установленных фактических обстоятельств дела рассмотреть спор по существу.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2006 по делу N А56-47493/2005 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи

БОГЛАЧЕВА Е.В.

МОРОЗОВА Н.А.