Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2006 по делу N А13-1115/2006-07 Удовлетворяя требование о признании незаконными действий таможни по отказу в зачете таможенных платежей, излишне уплаченных ОАО вследствие необоснованного доначисления таможней НДС в отношении ввезенной на территорию РФ в таможенном режиме реимпорта стали, суд правомерно исходил из того, что доначисление произведено в размере, превышающем сумму названного налога, возмещенного обществу из бюджета в связи с экспортом этого же товара.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 августа 2006 года Дело N А13-1115/2006-07“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Михайловской Е.А., Хохлова Д.В., рассмотрев 22.08.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской таможни на решение от 31.03.06 (судья Богатырева В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 24.05.06 (судьи Осокина Н.Н., Маганова Т.В., Ковшикова О.С.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-1115/2006-07,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Северсталь“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными действий Вологодской таможни (далее - таможня) по отказу в зачете 15934 руб. 87 коп. излишне уплаченных таможенных платежей по грузовой
таможенной декларации (далее - ГТД) N 10204040/251005/0030071 и об обязании таможни зачесть указанную сумму в счет уплаты будущих таможенных платежей.

Решением суда от 31.03.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.05.06, заявление общества удовлетворено.

В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт как принятый с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, действия таможни по доначислению 15934 руб. 87 коп. таможенных платежей соответствуют требованиям статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункта 2 статьи 236 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Отказ в проведении зачета на сумму доначисленных и оплаченных обществом таможенных платежей таможня считает правильным.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что общество заключило с фирмой “СеверСталь Экспорт ГмбХ“ (Швейцария) контракт от 30.11.04 N 756/00186217-50032. В соответствии с дополнением к контракту от 26.09.05 N 4 покупатель возвратил обществу в связи с ненадлежащим качеством сталь оцинкованную в рулонах в количестве 9,86 тонны, что подтверждено актом приемки возвращенной продукции от 29.11.05 N 1. По ГТД N 10204040/251005/0030071 общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар (сталь оцинкованную в рулонах), ранее вывезенный в таможенном режиме экспорта по ГТД N 10204040/230205/0002796. При таможенном оформлении общество поместило возвращенный товар под таможенный режим реимпорта, уплатив 14097 руб. 23 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В ходе проверки ГТД таможней обнаружены недостоверные сведения о размере подлежащего уплате НДС, который составляет, по мнению таможенного органа, 30032 руб. 10 коп. В связи
с этим обществу было направлено требование от 26.10.05 о доплате 15934 руб. 87 коп. НДС. Общество уплатило указанную сумму налога платежным поручением от 05.10.05 N 41085 (заявление от 27.10.05 N 52-12-1-8/4651), что не оспаривается таможней.

Общество, посчитав неправомерным требование таможни о доплате 15934 руб. 87 коп. НДС, обратилось 07.12.05 в таможенный орган с заявлением N 52-9/32-22726 о зачете указанной суммы в счет будущих платежей. Таможня отказала обществу в проведении зачета излишне уплаченного налога (письмо от 22.12.05 N 07-21/7701).

Общество не согласилось с действиями таможни и обжаловало их в арбитражный суд.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 151 НК РФ предусмотрено, что при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 235 ТК РФ помещение товаров под таможенный режим реимпорта допускается, если уплачены суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иные суммы, подлежащие возвращению в федеральный бюджет при реимпорте товаров (статья 236).

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 236 ТК РФ при реимпорте товаров подлежат возвращению в федеральный бюджет суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 236 ТК РФ суммы внутренних налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день принятия таможенной декларации при вывозе с таможенной территории
Российской Федерации товаров, и таможенной стоимости товаров и (или) их количества, которые определены при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.

При экспорте товаров у налогоплательщика возникает объект налогообложения, к которому применяется специальная ставка налога 0 процентов. Экспорт товара не относится к операциям, не подлежащим налогообложению, предусмотренным положениями статьи 149 НК РФ.

В данном случае из существа спора следует, что общество при вывозе товара с таможенной территории Российской Федерации не должно было уплачивать суммы внутренних налогов и не освобождалось от их уплаты, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации товаров на экспорт применяется ставка 0 процентов.

Общество получило из бюджета в связи с экспортом товара возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам по различным налоговым ставкам при осуществлении расчетов за материальные ресурсы, использованные при производстве продукции, реализованной на экспорт. Такое возмещение НДС предусмотрено пунктом 3 статьи 172, пунктом 1 статьи 173 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

В соответствии с приказом от 24.12.04 N 731 “Об утверждении учетной политики ОАО “Северсталь“ на 2005 год“ обществом производится исчисление НДС, подлежащего возмещению, в том числе по продукции, реализованной на экспорт по налоговой ставке 0 процентов, пропорционально удельному весу реализованной продукции по оприходованным и оплаченным товарно-материальным ценностям, работам, услугам (по книге покупок за отчетный месяц) по ставкам 10 и 18 процентов, установленным статьей 164 НК РФ. Согласно представленному обществом расчету при определении суммы НДС, подлежащей возвращению в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 2 статьи 236 ТК РФ в связи с ввозом товара в режиме реимпорта, налог исчислен заявителем с учетом
приказа от 24.12.04 N 731, принимаемого налоговым органом при проверке обоснованности возмещения НДС (решение от 20.09.05 N 56-18-11/20).

При исчислении 30032 руб. 10 коп. НДС, подлежащего уплате по ГТД N 10204040/251005/0030071, таможенный орган согласно расчету исходил из количества возвращенной стали, ставки налога 18 процентов, действующей на внутреннем рынке на момент вывоза товара, и данных о его таможенной стоимости на момент вывоза (контрактной цены товара), неправильно применив положения подпункта 2 пункта 1 статьи 151 НК РФ и абзаца 2 пункта 1 статьи 236 ТК РФ, ошибочно полагая, что при вывозе товара в режиме экспорта общество было освобождено от уплаты НДС, в то время как законодательством о налогах и сборах не предусмотрено освобождение от уплаты НДС выручки от реализации товара на экспорт.

Расчет подлежащего возврату в бюджет НДС произведен таможенным органом без учета приказа общества от 24.12.04 N 731 и суммы НДС, возмещенной обществу при экспорте товаров, приходящейся на количество возвращенного иностранным покупателем товара, а также без учета того, что общество при осуществлении расчетов с поставщиками продукции, использованной при экспортных операциях, применяло ставки по НДС 10 и 18 процентов.

Таким образом, таможенным органом начислен обществу НДС к уплате в бюджет больше, чем ему возмещен из бюджета при экспорте этого же количества стали.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что при экспортной реализации товара по ГТД N 10204040/230205/0002796 обществу возвращено 14097 руб. 23 коп. НДС, приходящегося на количество стали, ввезенной в режиме реимпорта.

При таких обстоятельствах при реимпорте товара общество обязано возвратить в федеральный бюджет налог в сумме 14097 руб. 23 коп., который возмещен обществу при
вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 14097 руб. 23 коп. НДС возвращено обществом в федеральный бюджет, что не оспаривается таможенным органом.

Согласно статье 355 ТК РФ излишне взысканные (уплаченные) суммы таможенных пошлин, налогов, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в бюджет, по письменному заявлению плательщика подлежат возврату (зачету) при отсутствии задолженности по уплате таможенных платежей.

Судом сделан обоснованный вывод о том, что обществом условия для проведения зачета соблюдены.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и не подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.03.06 и постановление апелляционной инстанции от 24.05.06 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-1115/2006-07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

МАЛЫШЕВА Н.Н.

Судьи

МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.

ХОХЛОВ Д.В.