Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.2006 по делу N А56-48608/2005 ИФНС неправомерно привлекла общество к административной ответственности за неприменение ККТ при оказании услуг по перевозке пассажиров в маршрутном такси, придя к ошибочному выводу об отсутствии у общества права на выдачу пассажирам билетов, аналогичных используемым в городском наземном транспорте общего пользования, поскольку допустимость применения билетов при оказании услуг по перевозке пассажиров не ставится в зависимость от того, является ли транспортное средство транспортом общего пользования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2006 года Дело N А56-48608/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Нефедовой О.Ю., Шпачевой Т.В., при участии от открытого акционерного общества “Третий парк“ Воронина С.Э. (доверенность от 01.09.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу Хачатуровой И.Л. (доверенность от 13.06.2006), рассмотрев 27.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2005 (судья Алешкевич О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2006 (судьи Савицкая И.Г., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по
делу N А56-48608/2005,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Третий парк“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (в настоящее время Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 29.09.2005 N 10/506 о привлечении его к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2006, заявленные Обществом требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 28.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 03.04.2006, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, Общество правомерно привлечено к административной ответственности, поскольку на него не распространяются положения пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон о ККТ), предусматривающие право организаций и индивидуальных предпринимателей при продаже билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин (далее - ККМ).

В отзыве Общество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы отзыва.

Законность решения суда от 28.12.2005 и постановления апелляционной инстанции от 03.04.2006 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу налогового органа не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела,
26.08.2005 Инспекция провела проверку соблюдения Обществом положений Закона о ККТ при перевозке пассажиров в маршрутном такси “К-37“ (Финляндский вокзал - улица Коммуны - улица Белорусская), в ходе которой выявила, что при расчете за оказанные услуги водитель не применил ККМ, а выдал пассажирам билет, аналогичный используемому в городском наземном транспорте общего пользования.

Налоговый орган посчитал, что Общество нарушило положения статей 2 и 5 Закона о ККТ, а также пункты 1 и 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (в редакции от 08.08.2003), поскольку маршрутное такси не относится к городскому наземному пассажирскому транспорту общего пользования. По мнению Инспекции, водители таких маршрутных такси не вправе выдавать билеты и обязаны применять ККМ.

По результатам проверки налоговый орган составил акт от 26.08.2005 N 10/506 и протокол об административном правонарушении от 16.09.2005 N 10/506.

Постановлением Инспекции от 29.09.2005 N 10/506 Общество привлечено к административной ответственности в виде взыскания 40000 руб. штрафа на основании статьи 14.5 КоАП РФ.

Организация не согласилась с постановлением налогового органа и обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, сослались на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения.

Кассационная инстанция считает принятые по делу судебные акты правильными.

В соответствии со статьей
2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.

Согласно пункту 2 этой статьи организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, а следовательно, может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники.

В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“ до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

По смыслу положений Закона о ККТ допустимость применения бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров не ставится в зависимость от того, является ли транспортное средство транспортом общего пользования.

В данном случае не имеет правового значения и ссылка Инспекции на пункт 3 статьи 2 Закона о ККТ.

Во исполнение пункта 2 статьи 2 Закона о ККТ постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об
осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), а также определено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным названным постановлением, но не позднее 01.01.2007.

Согласно пункту 2 Положения к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.10.96 N 16-00-30-58 в качестве бланка строгой отчетности утвержден образец рулонного билета для проезда в пассажирском автотранспорте городского сообщения.

Судами первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в деле доказательств установлено, что Общество осуществляло деятельность по перевозке пассажиров без применения ККМ, однако выдавало билеты аналогичные используемым в городском транспорте общего пользования.

Использование организацией такого бланка строгой отчетности не является основанием для возложения на нее ответственности за неприменение ККМ, поскольку билет содержит все предусмотренные пунктом 5 Положения реквизиты, что налоговым органом не оспаривается.

При таких обстоятельствах является правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что в данном случае в действии Общества отсутствует состав административного правонарушения.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 28.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 03.04.2006 законными и обоснованными, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2005 и постановление
Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2006 по делу N А56-48608/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

НЕФЕДОВА О.Ю.

ШПАЧЕВА Т.В.