Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2006 по делу N А26-8428/2005-17 Суд удовлетворил требования ФСС РФ о взыскании с Министерства образования и по делам молодежи субъекта РФ использованных не по назначению средств социального страхования, выделенных министерству для оплаты стоимости набора продуктов питания для детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, поскольку расходование средств должно быть обосновано документами, а последние не были представлены министерством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 2006 года Дело N А26-8428/2005-17“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Тарасюка И.М., при участии от Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия Егорова С.В. (доверенность от 01.09.2003), рассмотрев 25.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2006 по делу N А26-8428/2005-17 (судья Тойвонен И.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с Министерства образования
и по делам молодежи Республики Карелия (далее - Министерство) 170073 руб., в том числе 161778 руб. использованных не по целевому назначению средств социального страхования и 8295 руб. процентов на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Решением от 24.01.2006 суд частично удовлетворил требования заявителя. С Министерства в пользу Фонда взыскано 67278 руб. ущерба (нецелевого использования денежных средств). В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит изменить решение и уменьшить взыскиваемую сумму до 43572 руб., отказав во взыскании 23706 руб. - средств, затраченных на обеспечение детей продуктами в виде сухих пайков, полагая, что эти средства использованы по целевому назначению.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Фонда возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Фонд социального страхования и его исполнительные органы призваны управлять средствами государственного социального страхования; средства Фонда используются строго по целевому назначению на финансирование мероприятий, определенных названным Положением, согласно Закону “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации“ на соответствующий финансовый год.

В порядке статьи 10 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год“ средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан, в частности, в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря не более чем за 24 дня пребывания в период школьных каникул в порядке
и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. В организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей и организацией двух- или трехразового питания за счет средств обязательного социального страхования производится оплата стоимости набора продуктов питания не более чем за 21 день пребывания в период летних школьных каникул исходя из фактически сложившихся цен в данном регионе.

Во исполнение указанного Закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2004 N 320-р установлено, что оплата расходов на приобретение путевок на детей школьного возраста (до 15 лет включительно) застрахованных граждан производится Фондом, исходя из установленных нормативов финансирования, на основании договоров, заключенных региональными отделениями Фонда с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Фонд и Министерство 22.04.2004 заключили договор “Об организации финансирования и контроля за целевым использованием средств социального страхования, предусмотренных для оплаты стоимости набора продуктов питания для детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием в период оздоровительной кампании 2004 года в Республике Карелия“. По условиям договора Министерство приняло на себя обязательства разместить на отдых 9585 детей школьного возраста (до 15 лет включительно) застрахованных граждан, а Фонд - осуществить финансирование расходов на оплату полной стоимости дневного набора продуктов питания из расчета 75 руб. в день на одного человека.

Выполняя свои обязательства, Фонд перечислил на текущий счет Министерства денежные средства на общую сумму 14727825 руб.

По окончании летней оздоровительной кампании Фонд провел выездные проверки целевого использования Министерством денежных средств, перечисленных Фондом.

По результатам выездных проверок Фондом составлен сводный акт от 18.02.2005 N 18, в соответствии с которыми установлено нецелевое расходование основных средств в размере 430423 руб.
В дальнейшем Министерством был представлен ряд документов, на основании которых проведены дополнительные проверки, в результате чего отделением ФСС принята к зачету сумма в размере 260770 руб.

На основании актов проверки Фонд принял решение от 11.04.2005 N 57 о непринятии к зачету суммы 169653 руб.

Указанным решением Министерству было предложено восстановить на счете Фонда не принятые к зачету расходы на сумму 169653 руб. в досудебном порядке.

Поскольку в добровольном порядке Министерство не удовлетворило требования Фонда, он и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Учитывая, что Министерству были известны требования Фонда к возрасту детей, имеющих право на поездку в оздоровительный лагерь, наличия факта страхования их родителей в учреждении социального страхования, а также установив факты списания продуктов сверх установленных нормативов, предусмотренных договором, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Фонда на сумму 67278 руб.

Правильным является и вывод суда о правомерности расходов на организацию питания детей оздоровительного лагеря на базе ДЮСШ города Лахденпохья, а также о необоснованности расходов по замене полноценного горячего питания детей на сухие пайки.

Довод подателя жалобы о недоказанности истцом того факта, что сухой паек не обеспечивал суточные нормы питания детей в детских оздоровительных лагерях, кассационной инстанцией не принимается.

По условиям договора целевое расходование средств должно быть обосновано документами, подтверждающими фактические расходы, произведенные на питание детей по установленным нормативными актами нормам. Ответчик же таких документов не представил.

Кассационная инстанция считает правомерным и отказ в иске в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.

Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции базируются на полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, а нарушений норм материального и
процессуального права не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2006 по делу N А26-8428/2005-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

ТАРАСЮК И.М.