Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.06.2006 по делу N А52-184/2006/2 Суд правомерно возложил на ИФНС обязанность принять решение о выплате обществу процентов, начисленных на сумму несвоевременно возвращенного НДС, поскольку материалами дела подтверждается, что данный налог возвращен обществу с нарушением установленного законодательством срока и без начисления процентов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2006 года Дело N А52-184/2006/2“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И., рассмотрев 14.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 14.02.2006 по делу N А52-184/2006/2 (судья Героева Н.В.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Промпереработка“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция), выразившегося в неначислении процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ), за нарушение сроков возврата сумм налога на добавленную стоимость за май 2005 года и об обязании налогового органа принять решение о начислении и выплате обществу 5661,37 руб. процентов.

Решением суда от 14.02.2006 требования заявителя удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное толкование судом положений статьи 176 НК РФ, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на то, что инспекция, в установленные пунктом 4 статьи 176 НК РФ сроки приняла решение о возмещении обществу из бюджета налога на добавленную стоимость и направила его налогоплательщику. Следовательно, налоговым органом соблюдены все сроки, за нарушение которых пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено начисление процентов. Кроме того, пункт 4 статьи 176 НК РФ не содержит норм обязывающих именно налоговый орган произвести начисление процентов за нарушение сроков возмещения налога на добавленную стоимость.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что общество 20.06.2005 представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за май 2005 года, в соответствии с которой к возмещению из бюджета заявлено 1489116 руб. налога, а также приложило документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ. С заявлением о возврате указанной суммы налога на его расчетный счет налогоплательщик обратился в инспекцию 25.08.2005.

По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговым органом принято решение от 20.09.2005 N 16-02/2169 о возмещении заявителю из бюджета 1489116 руб. налога на добавленную стоимость.

В соответствии с указанным решением, на основании заключения инспекции от 24.10.2005 N 4689 налог
в сумме 1059693 руб. возвращен на счет общества 26.10.2005 платежным поручением N 370. Налог на добавленную стоимость в сумме 429423 руб. был зачтен инспекцией в счет погашения текущих платежей по налогу на прибыль, о чем обществу было сообщено уведомлением от 03.11.2005 N 437.

Поскольку инспекция, нарушив при возврате налога на добавленную стоимость установленные сроки, не начислила в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты, подлежащие выплате налогоплательщику из бюджета, общество обжаловало бездействие налогового органа в суд.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога на добавленную стоимость производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней,
считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня его направления налоговым органом.

Таким образом, максимальный срок возврата налога равен трем месяцам со дня подачи необходимых документов плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа о возврате налога на добавленную стоимость, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.

При этом в последнем абзаце пункта 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что при нарушении сроков, установленных этой нормой, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку налог на добавленную стоимость в сумме 1059693 руб. фактически возвращен заявителю позднее совокупности установленных сроков, налогоплательщик вправе требовать начисления процентов.

Довод инспекции о том, что инспекция не нарушила сроков, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, поскольку своевременно вынесла решение о возмещении обществу из бюджета налога на добавленную стоимость и вручила его налогоплательщику, подлежит отклонению.

В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган не позднее последнего дня трехмесячного срока, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, обязан не только принять решение о возврате сумм налога из бюджета, но и в этот же срок направить решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Поскольку возврат сумм налога осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа, а заключение о возврате обществу 1059693 руб. налога на добавленную стоимость вынесено налоговым органом только 24.10.2005, суд первой инстанции правомерно возложил на налоговый орган обязанность принять решение о выплате обществу процентов, начисленных в связи с
несоблюдением сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

При этом проценты начисляются налоговым органом в порядке, аналогичном порядку возмещения налога на добавленную стоимость, о чем указывается в соответствующем решении (заключении), направляемом в органы федерального казначейства для исполнения этого решения путем выплаты причитающихся налогоплательщику сумм за счет средств бюджета. Указанное следует из совместного приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2001 N БГ-3-10/345; 74н “О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость“.

Таким образом, именно инспекция обязана обеспечить выплату налогоплательщику процентов, предусмотренных в рассматриваемом случае пунктом 4 статьи 176 НК РФ, одновременно с возвратом из бюджета суммы налога на добавленную стоимость путем направления в органы федерального казначейства соответствующего заключения.

Неисполнение налоговым органом вышеперечисленных обязанностей, связанных с выплатой налогоплательщику процентов, свидетельствует о незаконном бездействии указанного органа, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в арбитражном суде на основании статей 137 и 138 НК РФ и статей 198, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что налоговый орган такого решения (заключения) в отношении процентов не вынес, суд первой инстанции обоснованно обязал инспекцию начислить обществу проценты в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Расчет процентов, произведенный налогоплательщиком, инспекцией по размеру не оспаривается.

При таких обстоятельствах основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения жалобы инспекции у суда кассационной инстанции отсутствуют.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Псковской области от 14.02.2006 по делу N А52-184/2006/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЗУБАРЕВА Н.А.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

КОЧЕРОВА Л.И.