Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2006 по делу N А66-13226/2005 Решение ИФНС о начислении предприятию, в отношении которого открыто конкурсное производство, пеней на сумму задолженности по ЕСН суд признал незаконным, поскольку согласно действующему законодательству с момента открытия конкурсного производства прекращается начисление пеней по всем видам задолженности должника.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2006 года Дело N А66-13226/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Афанасьева С.В. и Кустова А.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Гурова С.Н. (доверенность от 10.01.2006), рассмотрев 24.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.11.2005 по делу N А66-13226/2005 (судья Рощина С.Е.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Максатихинский леспромхоз N 1“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (далее - Инспекция) от 27.07.2005 N 1955 и о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 27.07.2005 N 3045, 3046.

До принятия судом решения по делу Предприятие уточнило свои требования и просило признать недействительными обжалуемое решение Инспекции и вышеуказанные инкассовые поручения. Уточнение принято судом.

Решением от 23.11.2005 заявление Предприятия полностью удовлетворено.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятое по делу решение, ссылаясь на неправильное применение судом пункта 4 статьи 142 и пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве).

В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Предприятие надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 24.05.2004 по делу N А66-9739-03 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на 1 год - до 24.05.2005, конкурсным управляющим назначен Постнов С.А.

Определением того же арбитражного суда от 24.06.2005 по тому же делу срок конкурсного производства продлен на 6 месяцев - до 24.11.2005.

Инспекция обратилась к Предприятию с требованием N 15696 об уплате единого социального налога в сумме 1254297 руб. за четвертый квартал 2004 года, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, и пеней в сумме
74281 руб. 50 коп. по состоянию на 20.06.2005, обязав Предприятие исполнить указанное требование до 30.06.2005.

Решением Инспекции от 27.07.2005 N 1955 указано произвести взыскание налога (сбора) и пеней за счет денежных средств Предприятия на счетах в банках в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога от 20.06.2005 N 15696.

На основании решения Инспекции от 27.07.2005 N 1955 инкассовыми поручениями от 27.07.2005 N 3045, 3046 с расчетного счета Предприятия списаны в безакцептном порядке денежные средства в размере 53057 руб. 19 коп.

Считая, что указанные действия Инспекции являются незаконными, нарушают порядок удовлетворения требований кредиторов Предприятия, признанного несостоятельным (банкротом), Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование своего заявления Предприятие указало, что в состав требований Инспекции по состоянию на 20.06.2005 включена задолженность, которая относится к обязательным платежам, а также является в соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве текущими платежами. По мнению Предприятия, с момента признания его несостоятельным (банкротом) и открытия конкурсного производства требования о текущих платежах должны быть заявлены в рамках конкурсного производства в соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 и пунктом 1 статьи 134 Закона о банкротстве. Кроме того, Предприятие полагает, что требования кредиторов об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве).

Возражая против удовлетворения заявления, Инспекция указывает, что требования по текущим платежам должны удовлетворяться вне рамок дела о банкротстве в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению Инспекции, к
взысканию налоговыми органами с организаций-банкротов текущих налоговых платежей нормы законодательства о банкротстве неприменимы.

Суд пришел к выводу о правомерности требований Предприятия и удовлетворил заявление в полном объеме. Возражения Инспекции суд признал несостоятельными.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Инспекции и обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым по делу судебным актом и считает его полностью соответствующим материалам дела, требованиям закона.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Статья 134 Закона о банкротстве определяет очередность удовлетворения требований кредиторов в рамках конкурсного производства. Обязательные платежи, возникшие после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, не относятся к погашаемым вне очереди текущим обязательствам, поскольку не входят в перечень, установленный пунктом 1 указанной статьи.

Кроме того, в силу пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества
должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном указанной статьей. Данная норма является специальной относительно положений статьи 134 Закона о банкротстве и определяет порядок погашения обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства. В силу прямого указания данной нормы закона вопрос о взыскании с Предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Начисление Инспекцией пеней на сумму задолженности Предприятия по уплате налога также является незаконным, поскольку согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Инспекция приняла не основанное на законе решение от 27.07.2005 N 1955, нарушив порядок заявления своих требований по отношению к Предприятию, признанному судом несостоятельным (банкротом), вне рамок конкурсного производства.

С учетом изложенного суд правомерно признал недействительными оспариваемое решение и выставленные на его основании инкассовые поручения.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и не могут быть приняты судом кассационной инстанции. Ссылка Инспекции на пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ является необоснованной. В указанных разъяснениях Высший Арбитражный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что вне рамок дела о банкротстве могут удовлетворяться требования налоговых органов по обязательным платежам, возникшим до открытия конкурсного производства,
в том числе в случае, если срок их исполнения наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Обстоятельства, установленные судом первой инстанции, не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, ранее уже были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении.

Нарушений норм материального права или норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом не допущено.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 23.11.2005 по делу N А66-13226/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

СОСНИНА О.Г.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

КУСТОВ А.А.