Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2006 по делу N А26-8990/2005-211 Поскольку НК РФ не предусматривает возможность взыскания недоимки по налогам и сборам, а также пеней с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке, такое взыскание может быть произведено только в судебном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2006 года Дело N А26-8990/2005-211“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кочеровой Л.И., Малышевой Н.Н., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия Пружанина О.Е. (доверенность от 10.01.2006 N 1.4-23/01), рассмотрев 11.05.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2005 по делу N А26-8990/2005-211 (судья Подкопаев А.В.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к муниципальному дошкольному образовательному учреждению
“Детский сад комбинированного вида N 118 “Ягодка“ (далее - Детский сад) и администрации города Петрозаводска Республики Карелия (далее - Администрация) о взыскании с Учреждения 104166 руб. 91 коп. задолженности по единому социальному налогу (далее - ЕСН) и пеней, а при невозможности взыскания (отсутствии денежных средств) - взыскать сумму задолженности с собственника имущества Учреждения и учредителя - Администрации.

Решением суда от 10.11.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение арбитражного суда. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.

Детский сад и Администрация извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в связи с наличием недоимки по ЕСН Инспекцией вынесено и направлено в адрес Детского сада требование от 07.06.2005 N 9957 об уплате в добровольном порядке в срок до 17.06.2005 задолженности по ЕСН в размере 153604 руб. 55 коп., а также 28267 руб. 12 коп. пеней, начисленных в связи с несвоевременной уплатой налога.

В связи с неисполнением названного требования и на основании статьи 46 НК РФ Инспекция вынесла решение от 27.06.2005 N 5424 о взыскании с Детского сада 153604 руб. 55 коп.
ЕСН и 28267 руб. 12 коп. пеней за счет денежных средств Детского сада на счетах в банках.

В связи с отсутствием информации о счетах Детского сада в банках Инспекция приняла решение о взыскании 75899 руб. 79 коп. ЕСН и 28267 руб. 12 коп. пеней за счет имущества Детского сада и вынесла постановление от 25.07.2005 N 1251 о взыскании налогов (сборов), а также пени за счет имущества Учреждения.

Возбужденное на основании указанного постановления 29.07.2005 судебным приставом-исполнителем отдела по особым производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия исполнительное производство N 37-403 окончено постановлением от 31.08.2005 об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания.

Постановлением судебного пристава от 31.08.2005 Инспекции возвращено постановление от 25.07.2005 N 1251 о взыскании налогов (сборов) и пени за счет имущества Учреждения.

В связи с названными обстоятельствами налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании сумм задолженности в судебном порядке.

Суд отказал Инспекции в удовлетворении заявленных требований в отношении Детского сада и в отношении Администрации.

Кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления о взыскании задолженности по ЕСН и пеням за счет Администрации. Суд правомерно указал, что необоснованна ссылка Инспекции на пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации как на основание требований о взыскании задолженности по ЕСН и пеням за счет Администрации. Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Однако кассационная
инстанция не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении требований Инспекции о взыскании задолженности по ЕСН и пеням за счет Детского сада. Отказывая в удовлетворении заявления Инспекции за счет Детского сада, суд исходил из того, что Инспекция, осуществив установленную Налоговым кодексом Российской Федерации процедуру бесспорного взыскания налогов и имея исполнительный документ о взыскании с Детского сада 104166 руб. 91 коп., не вправе обращаться с заявлением об их взыскании в суд.

Данный вывод основан на неправильном применении норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленные сроки обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банке.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пени с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, и, соответственно, право такого взыскания налоговым органам настоящим Кодексом не предоставлено, данное право может быть реализовано только в судебном порядке.

В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период рассмотрения спора) обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика нормой пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу предоставлено право взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, недоимка по ЕСН образовалась у Детского сада в результате недофинансирования по налогам и сборам со стороны Администрации.

Налоговым органом не произведено взыскание задолженности по налогам и пени в бесспорном порядке, поскольку у Детского сада отсутствует собственное имущество, расчетные счета в банках и финансирование осуществляется
через бюджетный счет Администрации, взыскание с которого предусмотрено только в судебном порядке.

Следовательно, у суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требований Инспекции о взыскании недоимки по ЕСН и пеней за счет Детского сада.

Суд сверку расчетов не назначал, вопрос о размере имеющейся задолженности по ЕСН и пени не исследовал.

При таких обстоятельствах на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции в части отказа Инспекции в удовлетворении требования о взыскании с Детского сада 104166 руб. 91 коп. задолженности по ЕСН и пеням подлежит отмене, а дело - направлению в этой части на новое рассмотрение. В остальной части решение суда от 10.11.2005 следует оставить без изменения.

При новом рассмотрении суду следует обязать стороны провести сверку расчетов с указанием периода, за который начислены задолженность по ЕСН и пени; с учетом обстоятельств, установленных при новом рассмотрении, разрешить спор.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2005 по делу N А26-8990/2005-211 отменить в части отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску в удовлетворении требования о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад комбинированного вида N 118 “Ягодка“ 104166 руб. 91 коп. задолженности по единому социальному налогу и пеням.

Дело в этой части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение суда от 10.11.2005 оставить без изменения.

Председательствующий

МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

МАЛЫШЕВА Н.Н.