Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2006, 09.11.2006 по делу N А41-К2-8694/06 Заявление о признании недействительными постановлений органа местного самоуправления о согласовании размещения строительства удовлетворено правомерно, так как, издавая оспариваемые постановления, орган местного самоуправления вышел за пределы своих полномочий и распорядился земельными участками, относящимися к федеральной собственности, что противоречит ЗК РФ и нарушает права заявителя, которому указанные земельные участки принадлежат на праве оперативного управления.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

2 ноября 2006 г. Дело N А41-К2-8694/069 ноября 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2006 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2006 года.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей М.Э., М.Л., при ведении протокола судебного заседания З., при участии в заседании от истца (заявителя): Е., доверенность от 10.01.2006, В.А., доверенность от 06.05.2006; от ответчика (должника): А., доверенность N 1362/20 от 04.10.2006, В.И., доверенность N 20 от 13.03.2006, К., доверенность от 21.08.2006; 3-и лица: ФАУФИ (Ш., доверенность 19.07.2006), рассмотрев в судебном
заседании апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2006 года по делу N А41-К2-8694/06, принятое судьей С., по иску (заявлению) ФГОЦУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ к Администрации муниципального образования “Коломенский район Московской области“, ООО “Овен“ об оспаривании постановления,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ (ФГОУ КИПГОС) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования “Коломенский район Московской области“, ООО “Овен“ о признании недействительным постановления Главы Коломенского района от 12.09.2003 N 820 “О предварительном размещении строительства торгово-развлекательного комплекса “Овен“ в пос. Радужный“ и постановления Главы Коломенского района от 15.09.2003 N 831 “О внесении изменений в постановление от 15.04.2003 N 308 “Об утверждении Федеральному государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ материалов предварительного согласования земельного участка под развитие учебной базы, в том числе культурно-спортивного комплекса в пос. Радужный“.

Решением Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2006 года заявленные требования удовлетворены, признано недействительным постановление Главы Коломенского района от 12.09.2003 “О предварительном размещении строительства торгово-развлекательного комплекса ООО “Овен“ в пос. Радужный“.

Признано недействительным постановление Главы Коломенского района от 15.09.2003 N 831 “О внесении изменений в постановление от 15.04.2003 N 308 “Об утверждении Федеральному государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ материалов предварительного согласования земельного участка под развитие учебной базы, в том числе культурно-спортивного комплекса в пос. Радужный“.

Администрация Коломенского муниципального района Московской области считает
решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем подана апелляционная жалоба.

В обоснование жалобы Администрация Коломенского района МО указала, что постановлением Главы Коломенского района N 308 от 15.04.2003, N 831 от 15.09.2003 ФГОУ КИППК был предварительно согласован земельный участок площадью 0,4 га под зданием федеральной собственности (здание бывшей ветлечебницы), но решения о его предоставлении принято не было. Заявитель не может быть также балансодержателем, т.к. в настоящее время процедура его предоставления не завершена.

Постановлением Главы Коломенского района N 820 от 12.09.2003 предварительно согласовано размещение строительства торгово-развлекательного комплекса на земельном участке площадью 0,9 га в пос. Радужный Никульского сельского округа.

Доводы Управления Роснедвижимости МО о том, что земельные участки ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ и ООО “Овен“ находятся в федеральной собственности, Администрация Коломенского муниципального района МО считает необоснованными.

В соответствии с Законом МО от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ “О регулировании земельных отношений в Московской области“ к полномочиям органов местного самоуправления относится распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и принятие решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на этих земельных участках.

Согласование с уполномоченным органом проектов решений по распоряжению земельных участков предусмотрено лишь в случае, если размер земельного участка в сельском поселении превышает 3 га.

Поселок Радужный расположен на территории сельского поселения Радужное; отсутствие решения уполномоченного органа об утверждении границ населенного пункта не лишает орган местного самоуправления права распоряжения земельными участками в соответствии с полномочиями, предоставленными действующим
законодательством.

ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“, по мнению Администрации Коломенского района, пропустил установленный ст. 198 АПК РФ срок для обжалования ненормативного правового акта.

ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ ранее 09.12.2005 обращался в Арбитражный суд Московской области с заявлением о нечинении препятствий в пользовании имуществом.

Судом не исследован вопрос о полномочии заявителя на подписание заявления. Представленный приказ N 34 от 06.04.1996 не доказывает полномочий Е.

На основании изложенного, Администрация муниципального образования “Коломенский район Московской области“ просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать.

ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ в судебное заседание явился, с апелляционной жалобой не согласен, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.

В обоснование возражений заявитель указал, что ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ не могло отказаться от земельного участка площадью 0,9 га ввиду того, что на тот момент не являлось полноправным балансодержателем данного земельного участка.

В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ от 17.07.2001 N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“ основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Земельный участок площадью 1,3 га является федеральной собственностью, изъятие земельного участка должно было быть согласовано с собственником федерального имущества.

ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих
кадров и специалистов“ считает, что трехмесячный срок для оспаривания ненормативного правового акта не пропущен. Исковое заявление об устранении прав пользования и владения объектом недвижимости, находящееся в федеральной собственности, оперативном управлении ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ по адресу: МО, Коломенский район, пос. Радужный, ул. Московская, д. 2 было подано 08.12.2005.

О том, что права ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ нарушены, заявителю стало известно только после возбуждения уголовного дела (постановление о возбуждении уголовного дела от 03.02.2006).

Е. - ректор ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ назначена на указанную должность в 1987 году, в настоящее время действует на основании приказа о назначении от 06.04.1996 N 34.

Согласно подп. 5 п. 4 ст. 35 Закона РФ “Об образовании“ от 10.07.1992 N 3266-1 ректор государственного образовательного учреждения в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть назначен учредителем, что не противоречит п. 3 ст. 12 ФЗ РФ “О высшем и послевузовском образовании“. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор, ректор федерального государственного высшего заведения избирается в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения.

На основании п. 39 устава ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“, утвержденного первым заместителем Министра сельского хозяйства РФ, непосредственное управление деятельностью института осуществляет ректор, назначенный на должность приказом учредителя.

На основании изложенного, ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификаций руководящих кадров и специалистов“ просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Коломенского района - без удовлетворения.

ООО “Овен“ в судебное заседание явилось, апелляционную жалобу Коломенского
муниципального района поддерживает по основаниям, указанным Администрацией Коломенского муниципального образования.

Территориальное управление МО ФАУФИ в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражения по апелляционной жалобе, проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В судебном заседании установлено, что по распоряжению Министерства имущественных отношений РФ от 24.08.2001 здание Сандыревской ветеринарной лечебницы, расположенное по адресу: МО, г. Коломна, пос. Радужный, ул. Московская, д. 2, изъято из оперативного управления государственного учреждения Коломенская районная станция по борьбе с болезнями животных и закреплено на праве оперативного управления за ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ (л.д. 7 т. 1).

Государственному учреждению Коломенская районная станция по борьбе с болезнями животных и ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ предписано обеспечить в установленном порядке внесение изменений в реестр федерального имущества и регистрацию права оперативного управления.

5 мая 2000 года ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за указанным государственным учреждением (л.д. 8 т. 1).

18 июня 2003 года Московской областной государственной палатой произведена государственная регистрация права оперативного управления здания ветлечебницы, общей площадью 391,30 кв. м, за ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ (л.д. 11 т. 1).

Постановлением Главы Коломенского района МО от 11.09.2003 N 81/8 признано утратившим силу постановление Главы Коломенского района от 07.04.2000 года N 273 “О предоставлении и утверждении границ отвода в натуре земельного
участка по фактическому пользованию под ветлечебницу ГУ “Коломенская районная станция по борьбе с болезнями животных в пос. Радужный“ (л.д. 15 т. 1). ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ обязан в соответствии с указанным постановлением оформить использование земельного участка в установленном законодательством порядке, в связи с переходом прав на имущество, находящееся на нем (л.д. 15, 16 т. 1).

В связи с передачей здания ветеринарной лечебницы Коломенскому ИПППК, последний 16.01.2002 обратился к Главе Администрации Коломенского района МО с заявлением о передаче земельного участка площадью 1,5 га, на котором расположено здание лечебницы в пользование института (л.д. 12 т. 1).

ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ в лице ректора Е. обратилось в Администрацию Коломенского района МО с заявлением о том, что институт не возражает против передачи земель Никульского сельского округа - земли поселений 0,9 га в пользу ООО “Овен“ при выделении институту равноценной площади вблизи с институтом (л.д. 89 т. 1).

15.04.2003 Главой Коломенского района МО издано постановление N 308 “Об утверждении ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ материалов предварительного согласования места размещения земельного участка под развитие учебной базы, в том числе культурно-спортивного комплекса в пос. Радужный (л.д. 13 - 14 т. 1).

В соответствии с указанным постановлением ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ утверждены материалы предварительного согласования места размещения земельного участка под развитие учебной базы, в том числе культурно-спортивного комплекса общей площадью 1,3 га, в том числе 0,4 га (земли застройки, бывшая ветлечебница) и 0,9 га земли
сельского округа (земли поселений).

Рассмотрев указанное заявление, Главой Коломенского района МО вынесено постановление N 831 от 15.09.2003, которым внесены изменения в постановление Главы Коломенского района от 15.04.2003 об утверждении материалов предварительного согласования земельного участка под развитие учебной базы, в том числе культурно-спортивного комплекса в пос. Радужный, в п. 1 вместо общей площади 1,3 га, в том числе 0,4 га (земли застройки бывшая ветлечебница) и 0,9 га читать площадью 0,4 га (земли застройки, бывшая ветлечебница) (л.д. 17 т. 1).

Постановлением Главы Коломенского района МО N 820 от 12.09.2003 ООО “Овен“ предварительно согласовано размещение строительства торгово-развлекательного комплекса на земельном участке площадью 0,9 га в пос. Радужный (л.д. 18 т. 1).

ООО “Овен“ разрешено также оформление землеустроительного дела, разработку архитектурно-планировочного задания и проектной документации на строительство торгово-развлекательного комплекса (л.д. 18 т. 1).

Постановлением Главы Коломенского района МО N 264 от 11.03.2003 ООО “Овен“ утверждены материалы предварительного согласования места размещения строительства торгово-развлекательного комплекса на земельном участке площадью 0,9 га в пос. Радужный Никульского сельского округа (л.д. 55 т. 2).

Постановления Главы Коломенского района МО N 820 от 12.09.2003, N 831 от 15.09.2003 правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.

Согласно п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение
государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“.

Согласно ст. 3 ФЗ РФ “О разграничении государственной собственности на землю“ основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны и безопасности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Поскольку здание ветлечебницы, общей площадью 391,30 кв. м, находящееся по адресу: МО, Коломенский район Никульский сельский округ пос. Радужный, ул. Московская, д. 2, закреплено за ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ на праве оперативного управления и находится в федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о внесении в реестр
федерального имущества (л.д. 8 т. 1), то земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, в соответствии с ФЗ N 101-ФЗ от 17.07.2001, относится к собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Согласно ч. 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.

В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Постановлениями Главы Администрации Коломенского района МО от 12.09.2003 N 820 “О предварительном размещении строительства торгово-развлекательного комплекса ООО “Овен“ в пос. Радужный и N 584 от 27.05.2004 ООО “Овен“ предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 0,9 га, кадастровый N 50:34:0050330:0180 для размещения торгового комплекса в пос. Радужный Никульского сельского округа (л.д. 93 т. 2).

Фактически ООО “Овен“ предоставлен земельный участок для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, границы земельного участка площадью 0,9 га кадастровый N 50:34:0050305:0150 перекрывают границы земельного участка, на котором расположено здание ветлечебницы, находящийся в федеральной собственности.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами землеустроительного дела, результатами проверки отделом Управления Роснедвижимости по Коломенскому району МО (л.д. 119 т. 2).

Таким образом, издавая оспариваемые постановления Глава Коломенского района МО вышел за пределы предоставленных ему полномочий и распорядился земельными участками, относящимися к федеральной собственности, что противоречит Земельному кодексу РФ и нарушает права заявителя, которому указанный земельный участок принадлежит на праве оперативного управления.

По указанным основаниям не принимается ссылка Администрации Коломенского района МО на заявление ректора ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ Е. к Главе Роснедвижимости МО о том, что институт не возражает против передачи земельного участка площадью 0,9 га Никульского сельского округа ООО “Овен“ при условии выделения институту равноценного земельного участка (л.д. 89 т. 1).

Распоряжение земельным участком площадью 0,9 га произведено Администрацией Коломенского района МО без согласования с ФАУФИ.

Не принимаются доводы Администрации Коломенского района о пропуске заявителем установленного ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока для оспаривания ненормативного правового акта.

В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может бить подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов“ стало известно об издании оспариваемых постановлений из материалов уголовного дела, возбужденного 03.02.2006 (л.д. 11 т. 1).

Необоснованным является довод Администрации Коломенского района о подписании заявления неуполномоченным лицом.

Согласно приказу N 34 от 06.04.1996 Е. является ректором института. В соответствии с подп. 5 п. 4 ст. 35 Закона РФ “Об образовании“ от 10.07.1992 N 3266-1 ректор государственного образовательного учреждения в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть назначен учредителем, что не противоречит п. 3 ст. 12 ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании“.

На основании ст. 3.9 устава ФГОУ “Коломенский институт переподготовки и повышения квалификаций руководящих кадров и специалистов“, утвержденного первым заместителем Министра сельского хозяйства РФ, непосредственное управление деятельностью института осуществляет ректор, назначенный на должность приказом учредителя, ректор осуществляет непосредственное управление высшим учебным заведением.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение первой инстанции законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 176, 266, ст. 269 п. 1, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2006 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Коломенского муниципального района - без удовлетворения.