Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2006 по делу N А56-33345/04 Суд, признавая незаконным бездействие ИФНС, выразившееся в невозврате ОАО незаконно взысканных по инкассовому поручению денежных средств, отклонил довод инспекции, в которой общество ранее состояло на налоговом учете, о невозможности осуществить возврат указанных средств в связи с передачей карточек лицевых счетов ОАО и сальдо в другой налоговый орган, поскольку общество обращалось с заявлением о возврате денежных средств именно в тот налоговый орган, в котором оно состояло на налоговом учете.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 апреля 2006 года Дело N А56-33345/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Бухарцева С.Н., Зубаревой Н.А., при участии от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ Макаровой О.А. (доверенность от 29.12.05 N 11/7-246), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Боброва В.В. (доверенность от 15.04.05 N 03-04/5613), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Исмайлова Т.И. (доверенность от 22.12.05 N 03-05-3/16366к), от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Круг Ю.А. (доверенность от 02.02.05 N 15-06/1708), рассмотрев 11.04.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.05 по делу N А56-33345/04 (судьи Шестакова М.А., Зайцева Е.К., Семиглазов В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Октябрьская железная дорога“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным бездействия Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция), выразившегося в невозврате незаконно взысканных в апреле 2003 года 331229 руб. 49 коп. денежных средств и обязании инспекции устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем начисления процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 15.02.05 в удовлетворении заявления отказано.

В порядке, установленном пунктом 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд определением от 13.10.05 привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу.

Постановлением апелляционного суда от 19.12.05 решение суда отменено; требования общества частично удовлетворены. Бездействие инспекции, выразившееся в непринятии решения о возврате обществу или зачете сумм незаконно взысканных денежных средств в размере 331223 руб. 49 коп., признано незаконным как противоречащее нормам статьи 79 НК РФ. Инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о возврате или зачете 331223 руб. 49 коп. незаконно взысканных средств с начислением на эту сумму процентов в порядке статьи 79 НК РФ. В удовлетворении требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу отказано.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционного суда
и направить дело на новое рассмотрение в апелляционный суд, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, представитель общества просил оставить постановление апелляционного суда без изменения.

Законность постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 137 НК РФ каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок реализации данного права определен статьей 138 НК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как видно из материалов дела, общество и его правопредшественник - федеральное государственное унитарное предприятие “Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации“ (далее - ФГУП ОЖД МПС РФ) в период с октября 2003 года по апрель 2004 года обращались в инспекцию с заявлением о принятии решения о возврате или зачете в порядке статьи 79 НК РФ незаконно взысканных в апреле 2003 года денежных средств.

Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации в связи с обращением ФГУП ОЖД МПС РФ 22.10.03 дало инспекции указание произвести возврат 331229 руб. 49 коп. незаконно взысканных средств, числящихся по переплате государственным унитарным предприятием “Транссервис“ (далее - ГУП “Транссервис“). Инспекция отказала обществу в возврате денежных средств в связи с передачей сальдо в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (письмо от 12.07.04).

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил ходатайство общества о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд.

Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что в карточке лицевого счета ГУП “Транссервис“ числилось 331229 руб. 49 коп. переплаты единого социального налога, которая образовалась в связи с взысканием инспекцией с расчетного счета ГУП “Транссервис“ денежных средств по инкассовому поручению от 30.01.03.

Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-12988/03 (решение от 02.07.03) и по делу N А56-8445/03 (решение от 16.04.03) установлены факты незаконного списания денежных средств со счета ГУП “Транссервис“, правопреемником которого являлось ФГУП “Октябрьская железная дорога“. Эти решения, вступившие в законную силу, имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.

ФГУП “Октябрьская железная
дорога“ реорганизовано путем присоединения к нему ГУП “Транссервис“. ФГУП “Октябрьская железная дорога“ состояло на налоговом учете в инспекции с 13.09.01.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.03 N 585 “О создании ОАО “Российские железные дороги“ и сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО “Российские железные дороги“ от 30.09.03 N 4557-р/6-р884р, ОАО “Российские железные дороги“ является правопреемником имущества и обязательств федерального железнодорожного транспорта.

Согласно статье 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.

Пунктом 10 статьи 50 НК РФ предусмотрен порядок зачета и возврата излишне уплаченного реорганизуемым юридическим лицом налога его правопреемнику.

Из материалов дела следует, что Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, посчитав незаконно взысканными 331229 руб. 49 коп. денежных средств, числящихся как переплата ГУП “Транссервис“, в письме от 22.10.03 дало инспекции указание произвести возврат названной суммы. Однако инспекция не выполнила это указание.

Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о законности требований общества о принятии инспекцией решения о возврате или зачете суммы взысканного налога в порядке статьи 79 НК РФ и начислении на эту сумму процентов.

Довод инспекции о том, что 28.06.04 закрыты карточки лицевых счетов и сальдо передано в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу, в связи с чем невозможно вернуть обществу указанную сумму (письмом от 12.07.04), отклоняется кассационной коллегией, поскольку правопредшественники заявителя состояли на налоговом учете в инспекции и с заявлением о возврате незаконно списанных денежных средств обращались в тот же налоговый орган. Кроме того, инспекцией не представлено доказательств передачи Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы N 11 по Санкт-Петербургу сальдо в сумме 331229 руб. 49 коп.

Суд кассационной инстанции отклоняет и довод инспекции о том, что оформление заключения на возврат суммы переплаты с карточки лицевого счета ГУП “Транссервис“ на расчетный счет другой организации технически невозможно, поскольку эти обстоятельства не могут являться основанием для отказа в возврате незаконно взысканных денежных средств.

Кассационная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению, так как ее доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных апелляционным судом на основании всесторонней и полной оценки имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не соответствует полномочиям суда кассационной инстанции.

Таким образом, постановление апелляционной инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.05 по делу N А56-33345/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

МАЛЫШЕВА Н.Н.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

ЗУБАРЕВА Н.А.