Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2006 по делу N А56-2860/2005 Поскольку несвоевременное отражение налоговым органом сумм налогов и сборов в карточках лицевых счетов ООО, вызванное снятием последнего с учета в одном налоговом органе и постановкой на учет в другом, не может повлечь неблагоприятных правовых последствий для общества, суд пришел к выводу об отсутствии у общества недоимки по НДС, а следовательно, об отсутствии у ИФНС оснований для вынесения постановления о взыскании указанного налога за счет имущества ООО.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 апреля 2006 года Дело N А56-2860/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью “ТехноУспех“ Кузьминова А.С. (доверенность от 20.03.2006), Тоесевой О.С. (доверенность от 16.01.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Исмаилова Т.И. (доверенность от 22.12.2005 N 03-05-3/16366к), рассмотрев 30.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2005 (судья Левченко Ю.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2005 (судьи
Масенкова И.В., Зайцева Е.К., Шестакова М.А.) по делу N А56-2860/2005,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “ТехноУспех“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 02.11.2004 N 09/0370/20 о взыскании налога (сбора) и пеней за счет имущества налогоплательщика.

Решением суда первой инстанции от 05.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.11.2005, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов судов материалам дела, просит отменить судебные акты и принять по данному делу новое решение. Податель жалобы считает, что отсутствие у Общества в настоящее время задолженности по уплате налогов не является основанием для признания недействительным постановления Инспекции от 02.11.2004 N 09/0370/20 о взыскании налога (сбора) и пеней за счет имущества налогоплательщика. Налоговый орган указывает на то, что Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 15 по Северо-Восточному административному округу города Москвы (далее - ИМНС N 15 по СВАО города Москвы), в которой заявитель состоял на учете до 26.06.2003, представила данные о состоянии лицевого счета Общества после вынесения оспариваемого постановления.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, в связи с неисполнением Обществом требования налогового органа от 30.09.2004 N 0409004198 об уплате 667849 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и 109926 руб. 67 коп. пеней и недостаточностью денежных средств на
его расчетных (текущих) счетах Инспекция вынесла постановление от 02.11.2004 N 09/0370/20 о взыскании указанных сумм налога и пеней за счет имущества налогоплательщика.

Общество, считая постановление Инспекции от 02.11.2004 N 09/0370/20 необоснованным, оспорило его в судебном порядке. В заявлении налогоплательщик ссылается на то, что в связи с изменением места нахождения Общество с 26.06.2003 снято с учета в ИМНС N 15 по СВАО города Москвы и на момент снятия с учета имело 1535133 руб. переплаты в бюджет. Однако данные о переплате при постановке Общества на учет не были переданы в Инспекцию. По мнению налогоплательщика, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у него 667849 руб. недоимки по НДС.

Удовлетворяя требования Общества, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктами 1 - 2 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

В силу пункта 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ. В этом случае налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика,
в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых уже произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.

Из материалов дела видно и судом установлено, что Общество с 26.06.2003 снято с учета в ИМНС N 15 СВАО города Москвы, в связи с чем данным налоговым органом и заявителем произведена сверка расчетов по платежам Общества в бюджет за период с 01.01.2003 по 24.06.2003, о чем составлен акт от 24.06.2003 N 1, а в графе “Сальдо на конец проверяемого периода“ указана имеющаяся у Общества переплата в федеральный бюджет в сумме 1535133 руб.

С 11.07.2003 заявитель поставлен на учет в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Санкт-Петербургу.

В 2003 - 2004 годах Общество в установленный законодательством срок представляло в Инспекцию декларации по НДС. Исчисленные к уплате суммы НДС налоговый орган фиксировал в карточках лицевого счета (далее - КЛС) налогоплательщика.

Учитывая наличие переплаты, Общество после представления деклараций не уплачивало исчисленные суммы налога, в связи с чем по состоянию на 20.07.2004 на лицевом счете Общества были отражены сведения о наличии задолженности по НДС в общей сумме 667849 руб. Это обстоятельство послужило основанием для направления Инспекцией Обществу требования от 30.09.2004 N 0409004198, которое им не исполнено. Налоговый орган вынес постановление от 02.11.2004 N 09/0370/20 о взыскании 667849 руб. НДС и 109926 руб. 67 коп. пеней за счет имущества налогоплательщика.

Порядок передачи КЛС при снятии с учета в одном налоговом органе и постановке на учет организаций в другом налоговом органе определен Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах
карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-210/411 (далее - Рекомендации).

Как следует из раздела 16 Рекомендаций, при снятии организации с учета в одном налоговом органе и постановке на учет в другом налоговом органе в обязательном порядке производится сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом и внебюджетными фондами, по результатам которой с учетом выявления и согласования всех расхождений составляется акт сверки расчетов по платежам в бюджет (форма N 23), который в комплекте документов направляется в налоговый орган по новому месту учета.

После завершения сверки расчетов в налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента направляются:

- копии КЛС налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента за текущий год и за 3 года, предшествующие дню принятия решения о снятии его с учета;

- справка о состоянии расчетов налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента с бюджетом на бумажном носителе по состоянию на дату закрытия КЛС, заверенная подписью уполномоченных лиц и печатью налогового органа;

- третий экземпляр акта сверки расчетов по платежам в бюджет (форма N 23);

- копия решения руководителя налогового органа о закрытии КЛС и передаче их в налоговый орган по новому месту постановки на учет.

При этом налоговый орган по новому месту учета на основании документов, подтверждающих постановку налогоплательщика на учет, выносит решение о приеме недоимки (переплаты) и открывает КЛС, куда переносит данные из строки “Сальдо расчетов“, полученные из копий КЛС с предыдущего места постановки на учет.

Согласно акту сверки расчетов по платежам в бюджет от 24.06.2003 N 1, составленному ИМНС N 15 СВАО города Москвы
и заявителем, у налогоплательщика имеется 1535133 руб. переплаты НДС в федеральный бюджет.

Однако из материалов дела следует и судами установлено, что ИМНС N 15 СВАО города Москвы при снятии Общества с учета не направила в Инспекцию акт сверки расчетов от 24.06.2003 N 1 и иные указанные в Рекомендациях документы, в связи с чем данные о переплате не поступили в налоговый орган по новому месту учета Общества.

Решение о приеме имеющейся у Общества по состоянию на 31.12.2003 переплаты принято Инспекцией только 15.11.2004, решение о принятии сальдо расчетов по налогам, переданного из ИМНС N 15 СВАО города Москвы, и открытии КЛС вынесено Инспекцией только 17.11.2004, а на учете в Инспекции Общество состоит с 11.07.2003.

КЛС налогоплательщиков ведутся в целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей. Обязанность ведения КЛС по каждому налогоплательщику и по каждому налогу или сбору, установленному законодательством о налогах и сборах, возложена на налоговые органы.

КЛС открываются в налоговом органе по месту постановки налогоплательщика (налогового агента) на учет при наличии обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Несогласованность действий налоговых органов, несвоевременное отражение налоговым органом сумм налогов и сборов во внутренних документах, в частности в КЛС, не может повлечь неблагоприятных правовых последствий для налогоплательщика.

При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии у Общества 667849 руб. недоимки по НДС, а соответственно, и об отсутствии у Инспекции оснований для направления ему требования N 0409004198 об уплате 667849 руб. НДС и 109926 руб. 67 коп.
пеней и вынесения постановления от 02.11.2004 N 09/0370/20 о взыскании названных сумм за счет имущества налогоплательщика.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.07.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2005 по делу N А56-2860/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

САМСОНОВА Л.А.