Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2006 по делу N А44-2220/2005-5 Суд правомерно взыскал расходы ТСЖ, возникшие в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг инвалидам и военнослужащим, проживающим в домах, находящихся в федеральной собственности, за счет казны РФ, а расходы, возникшие в результате предоставления льгот военнослужащим - собственникам жилых помещений, за счет казны субъекта РФ, поскольку указанный порядок финансирования расходов, связанных с реализацией данных льгот, соответствует действующему законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2006 года Дело N А44-2220/2005-5“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г., рассмотрев 14.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.11.2005 по делу N А44-2220/2005-5 (судья Дегтев А.В.),

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья “Виктория“ (далее - ТСЖ “Виктория“) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к администрации Великого Новгорода, Комитету экономики и финансов администрации Великого Новгорода, Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании 45624 руб. 58 коп. выпадающих доходов, образовавшихся в результате предоставления льгот по оплате
коммунальных услуг в 2002 - 2004 годах во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Федерального закона “О статусе военнослужащих“.

Определением от 11.07.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет финансов администрации Новгородской области.

Решением от 14.11.2005 исковые требования ТСЖ “Виктория“ удовлетворены путем взыскания 14185 руб. 89 коп. с Минфина за счет казны Российской Федерации, 285 руб. 12 коп. - с Комитета финансов Новгородской области за счет казны субъекта Российской Федерации, 21392 руб. 75 коп. - с Комитета экономики и финансов Великого Новгорода за счет казны муниципального образования. В остальной части иска производство по делу прекращено в связи с отказом от иска.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин просит обжалуемое решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, отказ ТСЖ “Виктория“ от заключения договора о возмещении выпадающих доходов от предоставления льгот является основанием для отказа ему в удовлетворении иска, кроме того, он считает, что расходы истца от предоставления льгот военнослужащим должны быть компенсированы за счет казны Новгородской области.

В отзыве на кассационную жалобу ТСЖ “Виктория“ считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения и указывает на исполнение ответчиками решения в части взыскания 21677 руб. 87 коп.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ТСЖ “Виктория“ в 2002 - 2004 годах во исполнение Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О статусе военнослужащих“ при взимании платы за коммунальные услуги учитывало льготу в размере 50 процентов, предусмотренную для соответствующих категорий граждан. Возникновение в
связи с этим у истца расходов в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и ответчиками не оспариваются.

В соответствии с пунктами 2 и 18 статьи 4 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся: принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов.

Статьей 17 этого же Закона установлен единый федеральный минимум в части льгот по квартирной плате, а именно: инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

При этом названным Законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.

Согласно
положениям Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ возмещение льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически понесенных расходов.

Учитывая изложенное, суд правомерно взыскал расходы истца, возникшие в результате предоставления льгот инвалидам и военнослужащим, проживающим в домах, находящихся в федеральной собственности, за счет казны Российской Федерации, а расходы, возникшие в результате предоставления льгот военнослужащим - собственникам жилых помещений, - за счет казны Новгородской области.

Довод подателя жалобы о том, что в связи с отказом ТСЖ “Виктория“ от заключения договора о возмещении выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и субсидий оно не вправе требовать возмещения этих доходов, является несостоятельным, поскольку правоотношения, возникающие между предприятиями, оказывающими льготные услуги, и государственными органами, обязанными компенсировать неполученные доходы этих предприятий, не являются договорными.

Вместе с тем в резолютивной части решения в нарушение части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствует вывод об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении администрации Великого Новгорода.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что резолютивная часть решения от 14.11.2005 должна быть дополнена выводом об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении администрации Великого Новгорода.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.11.2005 по делу N А44-2220/2005-5 изменить, дополнив его резолютивную часть абзацем следующего содержания: “В иске к
администрации Великого Новгорода отказать“.

В остальной части решение оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

СОСНИНА О.Г.