Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2006 по делу N А13-8221/2005-20 Неправомерен вывод суда о необходимости взыскания расходов, понесенных МУП в результате предоставления инвалидам льгот по бесплатному проезду, за счет казны РФ в связи с недостаточностью средств, выделенных из федерального бюджета субъекту РФ для компенсации затрат по реализации ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, поскольку Минфин РФ представил суду сведения о наличии у субъекта РФ остатка средств, выделенных на реализацию названного закона в части транспортного обслуживания инвалидов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2006 года Дело N А13-8221/2005-20“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г., рассмотрев 14.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 14.10.2005 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 07.12.2005 (судьи Сахарова Е.Г., Левичева С.А., Ваулина Т.Н.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8221/2005-20,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Тарногское автотранспортное предприятие“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к государственному предприятию Вологодской области “Областная дирекция автобусных перевозок“, Вологодской области в лице Департамента финансов правительства Вологодской области, Министерству
финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), муниципальному образованию “Никольский муниципальный район“ о взыскании 111929 руб. 70 коп. расходов, понесенных им в результате предоставления льготной категории граждан бесплатного проезда в общественном транспорте в 2001 - 2004 годах во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон).

Решением от 14.10.2005 исковые требования удовлетворены частично путем взыскания 103106 руб. 20 коп. за счет казны Российской Федерации. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.12.2005 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, исковые требования должны быть удовлетворены за счет казны Вологодской области, поскольку у Вологодской области имеются остатки неиспользованных средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию Закона.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, истец в 2001 - 2004 годах в соответствии со статьей 30 Закона предоставлял льготным категориям граждан право бесплатного проезда в общественном транспорте. Факт предоставления льгот и размер понесенных Предприятием расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.

Возникновение в связи с этим у истца убытков и послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

Согласно статье 30 Закона дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а
также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Источник финансирования этой льготы Законом не определен.

Суд обеих инстанций сделал вывод о необходимости взыскания доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по бесплатному проезду, установленных Законом, за счет казны Российской Федерации в связи с недостаточностью средств, выделенных из федерального бюджета Вологодской области для компенсации затрат по реализации названного Закона.

Учитывая, что статья 30 Закона с 01.01.2005 признана утратившей силу, а суду первой инстанции Минфин РФ представил сведения о наличии у Вологодской области остатка денежных средств, выделенных на реализацию Закона в части транспортного обслуживания инвалидов, кассационная инстанция считает этот вывод недостаточно обоснованным.

Кроме того, судом не исследовался вопрос о том, включен ли истцом в размер иска налог на добавленную стоимость, являющийся составной частью тарифов на оплату проезда, и не дана оценка правомерности требований в этой части.

Принимая во внимание, что выводы суда основаны на неполно выясненных фактических обстоятельствах дела, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 07.12.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-8221/2005-20 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

СОСНИНА О.Г.