Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2006 по делу N А05-14967/2005-3 Суд взыскал убытки, образовавшиеся у организации в результате предоставления медицинским работникам лечебного исправительного учреждения льгот по оплате электроэнергии, с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации, поскольку федеральный законодатель, предоставив указанную льготу, надлежащим образом не определил механизм и источники компенсации расходов, понесенных организациями, предоставлявшими льготу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2006 года Дело N А05-14967/2005-3“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г., рассмотрев 14.03.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2005 по делу N А05-14967/2005-3 (судья Куницына Л.Л.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Архангельская сбытовая компания“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному государственному учреждению “Лечебное исправительное учреждение N 8“ (далее - Лечебное учреждение), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области, Российской Федерации
в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании 3280 руб. 66 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления медицинским работникам Лечебного учреждения льгот по оплате электроэнергии за период с августа 2002 по ноябрь 2004 года.

Решением от 23.11.2005 исковые требования Предприятия полностью удовлетворены за счет казны Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин просит отменить обжалуемое решение как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, исковые требования должны быть удовлетворены за счет Лечебного учреждения.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, во исполнение решений Плесецкого районного суда Архангельской области от 28.06.2002 по делам N 2-482, 2-485, 2-486, вступивших в законную силу, в соответствии с постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.1930 “О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках“ открытое акционерное общество “Архэнерго“ с августа 2002 по ноябрь 2004 года бесплатно отпускало медицинским работникам Лечебного учреждения электрическую энергию.

Открытое акционерное общество “Архэнерго“ 01.04.2004 было реорганизовано. Согласно выписке из разделительного баланса и справке о дебиторской задолженности указанная задолженность перешла к Предприятию.

Возникновение в связи с предоставлением льгот у истца убытков в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися материалами дела и сторонами не оспариваются.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от
10.06.1930 “О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках“ предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета.

В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семьей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу.

Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в
учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Кассационной инстанцией не может быть принята ссылка подателя жалобы на вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации, поскольку этот порядок не применяется при финансировании расходов на предоставление льгот гражданам, которые работают в Лечебном учреждении, финансируемом из федерального бюджета.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что расходы истца, связанные с предоставлением услуг льготным категориям граждан, должны быть взысканы с Минфина за счет казны Российской Федерации, поскольку федеральный законодатель, предоставив вышеуказанную льготу, в спорный период надлежащим образом не определил механизм и источники компенсации расходов, понесенных организациями, предоставлявшими установленную льготу.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2005 по делу N А05-14967/2005-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

СОСНИНА О.Г.