Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2006 по делу N А56-2160/2005 Суд правомерно признал недействительным решение ИФНС о доначислении ОВО налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог и соответствующих пеней, указав, что средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами по смыслу, придаваемому им НК РФ, следовательно, названные средства не подлежат обложению данными налогами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2006 года Дело N А56-2160/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Блиновой Л.В., Мунтян Л.Б., при участии в судебном заседании от отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Кировского района Санкт-Петербурга Ивановой Е.А. (доверенность от 05.05.2005 N 18/6-юр11), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу Гнатюка В.И. (доверенность от 09.02.2006 N 19-10/5027), рассмотрев 21.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2005 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного
апелляционного суда от 28.10.2005 (судьи Протас Н.И., Шульга Л.А., Фокина Е.А.) по делу N А56-2160/2005,

УСТАНОВИЛ:

Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Кировского района Санкт-Петербург (далее - Отдел) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга, преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), от 28.12.2004 N 4042058 в части начисления 6840663 руб. налога на прибыль, 1848226 руб. налога на пользователей автомобильных дорог, соответствующих пеней и штрафов.

Решением суда от 28.06.2005 заявление Отдела удовлетворено полностью.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, имеющих существенное значение, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел за оказанные услуги охраны имущества собственников, в силу статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) являются выручкой от реализации работ (услуг), которая облагается налогами на пользователей автомобильных дорог и на прибыль.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Отделом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 30.09.2004, о чем составлен акт от 03.12.2004 N 4-04-2058. В ходе проверки установлено, что заявитель не исчислял налог на пользователей автомобильных дорог с выручки, полученной от оказания услуг по охране имущества физических и юридических лиц на основании заключенных с ними договоров, что привело к занижению
налогооблагаемой базы и неполной уплате налога. Денежные средства, поступившие налогоплательщику в оплату оказанных охранных услуг, также не учитывались им при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Инспекция посчитала, что в силу статьи 39 НК РФ средства, полученные подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел за оказанные услуги по охране имущества, являются выручкой, подлежащей налогообложению.

По результатам налоговой проверки принято решение от 28.12.2004 N 4042058 о привлечении Отдела к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, статье 123 НК РФ, доначислении налогов на прибыль, на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог, начислении соответствующих пеней.

Отдел не согласился с указанным решением Инспекции в части доначисления налогов на прибыль и на пользователей автомобильных дорог, пеней и штрафов по эпизоду, связанному с оказанием охранных услуг, и обжаловал его в суд. В обоснование заявленных требований налогоплательщик указал на то, что денежные средства, получаемые им от оказания услуг по охране имущества физических и юридических лиц в 2001 - 2003 годах, представляют собой источник финансирования, а деятельность по охране имущества не является предпринимательской.

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами Отдела и удовлетворили заявленные требования.

Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

В соответствии со статьей 246 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Согласно положениям главы 25 Кодекса прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Принципы определения доходов содержатся в статье 41 НК РФ, где под доходом признается экономическая
выгода в денежной или натуральной форме.

Исключения в отношении доходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы, приведены в статье 251 НК РФ; в частности, в пункте 14 указано, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.

Исходя из статьи 35 Закона Российской Федерации “О милиции“, финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, предусмотрено, что содержание вневедомственной охраны осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.

При этом расходование средств на содержание подразделений вневедомственной охраны осуществляется по утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов по нормам и нормативам, применяемым в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

По существу, Законом “О милиции“ предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.

Функция по оказанию платных услуг возложена на органы внутренних дел (подразделения вневедомственной охраны) в целях реализации их компетенции по охране общественного порядка.

Средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны, подлежат расходованию в строгом соответствии со сметой целевого финансирования этих подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им статьей
41 НК РФ, поэтому подлежат исключению из налоговой базы при исчислении налога на прибыль.

Указанные средства не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг), признаваемой в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог.

Получение выручки от реализации товаров (работ, услуг) связано с осуществлением деятельности, направленной на получение прибыли, то есть предпринимательской деятельности. Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел предпринимательскую деятельность не осуществляют в силу Закона Российской Федерации “О милиции“.

При таких обстоятельствах у отдела охраны отсутствовала обязанность по исчислению и уплате налога на пользователей автомобильных дорог с полученных средств в оплату за услуги по охранной деятельности.

Следовательно, решение Инспекции от 28.12.2004 N 4042058 в части доначисления налогов на прибыль и на пользователей автомобильных дорог, пеней и штрафов правомерно признано судами обеих инстанций недействительным в оспариваемой части.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и не находит оснований для их отмены или изменения.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2005 по делу N А56-2160/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи

БЛИНОВА Л.В.

МУНТЯН Л.Б.