Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2006 N А66-8173/2005 Решение налоговой инспекции об отказе ОАО в возмещении НДС по экспортным операциям, мотивированное тем, что общество в связи с переходом на УСН не является плательщиком данного налога, суд признал недействительным, поскольку оплата, отгрузка продукции и сбор документов были произведены в период применения общей системы налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2006 года Дело N А66-8173/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. А.В., судей Блиновой Л.В., Морозовой Н.А., при участии в судебном заседании от открытого акционерного общества “МДС-микро“ Фасхетдиновой И.В. (доверенность от 03.02.2006), Поршиной С.А. (доверенность от 03.02.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области Черепанина А.М. (доверенность от 07.02.2006 N 03-14/2815), рассмотрев 09.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.09.2005 по делу N А66-8173/2005 (судья Орлова В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “МДС-микро“ (далее - ЗАО
“МДС-микро“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области (далее - Инспекция) от 12.04.2005 N 12 об отказе в возмещении 2283 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за IV квартал 2004 года и об обязании налогового органа возместить указанную сумму налога путем перечисления на расчетный счет Общества.

Решением суда первой инстанции от 26.09.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное истолкование судом закона, просит отменить принятый по делу судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку Общество с 01.01.2005 перешло на упрощенную систему налогообложения учета и отчетности (далее - УСН), оно не является плательщиком НДС и не имеет права на применение налоговых вычетов.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества просили оставить решение суда без изменения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, Обществом в IV квартале 2004 года произведена поставка на экспорт микродвигателей и запасных частей к ним для авиамодельного и судомодельного спорта на основании контракта от 14.02.98 N 2-98 exp/826 с фирмой “Хоризон“ (“Horizon Hobby Distributors, Inc.“), США.

Общество 20.01.2005 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2004 года, в которой заявило к вычету 2283 руб.

Налоговый орган провел камеральную проверку декларации и представленных документов, по результатам которой принял решение от 12.04.2005 N 12 об отказе Обществу в возмещении 2283 руб. НДС. В
обоснование принятого решения налоговый орган указал на то, что Общество с 01.01.2005 перешло на УСН и не является плательщиком НДС.

Общество, не согласившись с принятым налоговым органом решением, обратилось в арбитражный суд.

Суд удовлетворил требования Общества, указав при этом, что, поскольку оплата, отгрузка продукции и сбор документов произведены в 2004 году, когда налогоплательщик находился на общей системе налогообложения, им не утрачено право на получение возмещения по НДС за 2004 год.

Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2002 N 37-О, установленную в статье 164 НК РФ налоговую ставку 0 процентов следует рассматривать как разновидность налоговых льгот, которыми в соответствии со статьей 56 НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

В силу статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Пунктом 2 статьи 56 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых
периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Глава 21 НК РФ устанавливает два случая - в статьях 145 (пункт 4) и 149 (пункт 5) НК РФ - ограничения права налогоплательщика отказаться от применения льгот. Статья 164 НК РФ таких ограничений не содержит.

Главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен целый ряд особенностей, связанных с налогообложением операций по реализации товаров на экспорт.

Так, пунктом 6 статьи 166 НК РФ установлено, что сумма налога на добавленную стоимость исчисляется отдельно по каждой операции реализации товаров на экспорт.

Особо определяется момент формирования налоговой базы по таким товарам: согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ им является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по реализованным на экспорт товарам связан с датой отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов и определяется как день отгрузки товара (пункт 9 и подпункт 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ).

Установлены особенности и для реализации права на налоговые вычеты сумм налога, уплаченных поставщикам товаров, работ, услуг, относящихся к экспортным операциям. В пункте 6 статьи 164, пункте 10 статьи 165, пункте 3 статьи 172 и пункте 4 статьи 176 НК РФ указано, что вычеты сумм налога, названных в статье 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт производятся на основании отдельной декларации и только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных
статьей 165 НК РФ.

Таким образом, из положений перечисленных норм следует, что право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров, равно как и обязанность по представлению в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость и пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, предоставлены только плательщику налога на добавленную стоимость.

Причем, поскольку налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость 0 процентов и налоговые вычеты применяются только в том налоговом периоде, когда сформирована налоговая база по экспортным операциям, то есть собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, статус плательщика налога на добавленную стоимость должен быть у соответствующего лица на момент представления документов и декларации по налоговой ставке 0 процентов в налоговый орган.

Следовательно, заявленный Обществом к вычету НДС по товарам, оплаченным в 2004 году и отправленным на экспорт в 2004 году, может быть возмещен при условии подачи налоговой декларации за тот период, когда Общество являлось плательщиком НДС и соответственно находилось на общей системе налогообложения.

Материалами дела подтверждается, что Общество с 01.01.2005 перешло на применение упрощенной системы налогообложения, однако полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, собран Обществом в декабре 2004 года с подачей декларации за декабрь 2004 года в январе 2005 года, то есть за период, когда оно являлось плательщиком НДС.

Таким образом, Общество в данном случае имеет права на вычеты по НДС за декабрь 2004 года и Инспекция необоснованно отказала ему в возмещении налога.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 26.09.2005 по делу N А66-8173/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи

БЛИНОВА Л.В.

МОРОЗОВА Н.А.