Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2006 по делу N А56-45743/04 Признавая обоснованным применение ЗАО льготы по налогу на прибыль в части, поступающей в территориальный бюджет, суд указал, что поскольку отмена льготы федеральным законодательством ухудшает положение ЗАО, право общества на применение данной льготы в рамках длящихся правоотношений должно быть сохранено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2006 года Дело N А56-45743/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Кузнецовой Н.Г., Троицкой Н.В., при участии представителей: Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - Кондратьевой И.В. (доверенность от 11.01.2006 N 04-23/110), закрытого акционерного общества “Каппа Санкт-Петербург“ - Ворсуляк О.В. (доверенность от 13.01.2006) и Юдиной Л.Н. (доверенность от 28.11.2005), рассмотрев 06.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2005 (судья Ульянова М.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
21.10.2005 (судьи Петренко Т.И., Протас Н.И., Шульга Л.А.) по делу N А56-45743/04,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Каппа Санкт-Петербург“ (далее - общество, ЗАО “Каппа Санкт-Петербург“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области; далее - инспекция) от 18.10.2004 N 69, которым обществу предложено перечислить 3275864 руб. не полностью уплаченного налога на прибыль за 6 месяцев 2004 года.

Решением суда первой инстанции от 06.05.2005 заявленные обществом требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.10.2005 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, в нарушение положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ (далее - Закон N 110-ФЗ) общество в первом полугодии 2004 года неправомерно заявило льготу по налогу на прибыль, предусмотренную подпунктами “а“ и “б“ пункта 1 статьи 7 Закона Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-ОЗ “Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области“.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в
кассационной жалобе, а представители общества - в отзыве на нее.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, общество 27.07.2004 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 6 месяцев 2004 года, в которой заявило льготу по налогу на прибыль, поступающему в территориальный бюджет, как организация, осуществляющая инвестиционную деятельность в соответствии с договором “Об осуществлении инвестиционной деятельности в Ленинградской области“ от 16.12.1997, заключенным с Правительством Ленинградской области.

Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной декларации и вынесла решение от 18.10.2004 N 69 о доначислении обществу 3275864 руб. налога на прибыль. Основанием для вынесения решения послужил вывод налоговой инспекции о том, что согласно статье 3 Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 163-ФЗ) дополнительные льготы по налогу на прибыль в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, установленные в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены органами субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.07.2001, но не позднее 01.01.2004. Следовательно, у общества отсутствуют основания для применения льготы по налогу на прибыль за 6 месяцев 2004 года. Не согласившись с указанным решением налогового органа, общество обжаловало его в арбитражный суд.

Как видно из материалов дела, общество и Правительство Ленинградской области заключили договор от 16.12.1997 “Об осуществлении инвестиционной деятельности“, согласно которому общество осуществляет инвестиции в соответствии с инвестиционным проектом “Строительство
завода по производству гофрированного картона и упаковочных изделий из него в городе Всеволожске Ленинградской области“, а Правительство Ленинградской области предоставляет определенные налоговые льготы, в том числе освобождение от уплаты налога на прибыль на 100 процентов, полученную от реализации продукции, произведенной на созданных производственных мощностях на период фактической окупаемости инвестиций, и на 50 процентов в течение двух лет после завершения периода фактической окупаемости инвестиций. Окончание срока окупаемости инвестиций согласно пункту 2.4 договора установлено в четвертом квартале 2003 года.

Указанные положения договора соответствовали положениям Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ и Закона Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-ОЗ “Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области“.

Согласно пункту 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 статьи 7 Закона Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-ОЗ “Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области“ для инвесторов установлены ставки по налогам, зачисляемым в бюджет Ленинградской области, - на срок фактической (с учетом предоставляемых льгот) окупаемости инвестиционных затрат (но не превышающий прогнозный срок окупаемости инвестиционных затрат, предусмотренный бизнес-планом инвестиционного проекта).

Подпунктом “б“ пункта 1 статьи 7 Закона Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-ОЗ “Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области“ предусмотрено, что инвесторам предоставляется льгота по налогу на прибыль, полученную от реализации продукции (работ,
услуг), произведенной на созданных в ходе реализации проекта, зачисляемому в областной бюджет, в размере 100 процентов при объеме инвестиций свыше 300 миллиардов рублей в течение двух лет после завершения периода окупаемости инвестиций.

Общество пользовалось льготой по налогу на прибыль, установленной подпунктом “а“ пункта 1 Закона Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-ОЗ “Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области“ до 01.10.2003 - даты окончания фактического срока окупаемости инвестиционного проекта. Начиная с 01.10.2003 общество пользовалось льготой по подпункту “б“ пункта 1 статьи 7 названного Закона.

Льгота, установленная подпунктом “б“ пункта 1 статьи 7 Закона Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-ОЗ “Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области“, относится к дополнительным льготам по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, право устанавливать которые предоставлено субъектам Российской Федерации пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“.

В соответствии с абзацем десятым статьи 2 Закона N 110-ФЗ предусмотренные пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 01.07.2001, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены. Если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.

Статьей 3 Закона Российской
Федерации N 163-ФЗ с 01.01.2004 в Закон N 110-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми “предусмотренные пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 01.07.2001, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 01.01.2004“.

В соответствии со статьей 8 Закона N 163-ФЗ данный Закон вступает в силу с 01.01.2004, за исключением статей 4, 6 и 7.

Однако согласно абзацу первому пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Закон N 163-ФЗ официально опубликован 16.12.2004. Следовательно, положения названного Закона подлежат применению, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования, то есть не ранее 16.01.2005.

Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального
опубликования данного акта.

Учитывая, что в соответствии со статьей 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, в рассматриваемом случае очередным налоговым периодом по налогу на прибыль, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования Закона N 163-ФЗ, является период с 01.01.2005 по 31.12.2005, а его первым числом - 01.01.2005.

Кроме того, суды правомерно указали на то, что изменения, внесенные в статью 2 Закона N 110-ФЗ Законом N 163-ФЗ, ухудшают положение общества как налогоплательщика, поскольку льгота по налогу на прибыль в данном случае прекращает свое действие до истечения срока, на который она была первоначально предоставлена заявителю в соответствии с Законом Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-ОЗ “Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области“. Названное право на применение льготы возникает и реализуется в рамках длящихся правоотношений, возникших при предоставлении обществу права на использование льготы по налогу на прибыль, которые выходят за пределы одного налогового периода.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Данная позиция подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О, согласно которому изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового правового регулирования.

В связи с этим использование льготы по налогу, предоставленной обществу ранее действующим законодательством, относится к длящимся правоотношениям, и к ним не может применяться новый налоговый закон, ухудшающий
положение налогоплательщика.

Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку налоговой инспекции на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 02.03.2005 N 33-Г05-2, поскольку по указанному делу судом признана не соответствующей требованиям федерального законодательства редакция Закона Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-ОЗ “Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области“, вступившая в силу с 01.01.2004. При этом ранее действовавшие редакции закона не были предметом рассмотрения суда. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 239.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании нормативного акта незаконным влечет признание его недействующим со дня вступления решения в законную силу, то есть в данном случае с 02.03.2005.

Вместе с тем отношения по применению льготы по налогу на прибыль по подпункту “б“ пункта 1 статьи 7 Закона Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-ОЗ “Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области“ возникли у налогоплательщика до 01.01.2004, то есть, как уже указывалось ранее, возникли длящиеся налоговые правоотношения.

Кассационная коллегия также считает необходимым отметить, что рассматриваемая льгота предполагает снижение налоговой ставки до 0 процентов (50 процентов) от части налоговой базы, а не устанавливает особый порядок формирования налоговой базы, как указывает инспекция в кассационной жалобе.

При таких обстоятельствах, поскольку суды сделали правильный вывод об обоснованном применении обществом льготы по налогу на прибыль за 6 месяцев 2004 года, основания для отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2005 по
делу N А56-45743/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

ТРОИЦКАЯ Н.В.