Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 30.10.2006, 03.11.2006 по делу N А41-К2-16535/06 В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения таможенного органа, которым был установлен срок разрешения временного ввоза транспортных средств, отказано, поскольку заявителем не доказано, что оспариваемое решение нарушило его права и охраняемые законом интересы.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

30 октября 2006 г. Дело N А41-К2-16535/063 ноября 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2006 г.

Текст решения в полном объеме изготовлен 3 ноября 2006 г.

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Закрытого акционерного общества “АМД Логистик“ к Щелковской таможне об оспаривании решения, при участии в судебном заседании: от заявителя - К., доверенность от 18.08.06, Е., доверенность от 18.10.06, от заинтересованного лица - Д., доверенность N 04-21/39 от 17.10.06,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “АМД Логистик“ (далее - общество, заявитель) обратилось
в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Щелковской таможне о признании незаконным решения от 19.05.2006 N 11-13/4493 в части разрешения временного ввоза транспортных средств сроком на 42 месяца, а также об обязании разрешить временный ввоз сроком на 10 лет согласно заявлению ЗАО “АМД Логистик“.

В судебном заседании представители заявителя требования по основаниям, изложенным в заявлении, поддержали.

Представитель таможенного органа требования не признал, по существу возражений представил письменные отзыв и пояснение к нему (л.д. 81 - 83, 92 - 94).

Из материалов дела и пояснений представителей лиц, участвующих в деле, следует, что 12 декабря 2005 г. ЗАО “АМД Логистик“ заключило договор международного лизинга N 151212-АМД следующих автотранспортных средств:

седельный тягач VOLVO FX 4X2 YV2AS02A26B426103;

седельный тягач VOLVO FX 4X2 YV2AS02A76B426243;

седельный тягач VOLVO FX 4X2 YV2AS02A06B426133;

седельный тягач VOLVO FX 4X2 YV2AS02AX6B426382;

полуприцеп Schmitz SPR 24/L-13.62 E B WSM00000003025990;

полуприцеп Schmitz SPR 24/L-13.62 E B WSM00000003025991;

полуприцеп Schmitz SPR 24/L-13.62 E B WSM00000003025992;

полуприцеп Schmitz SPR 24/L-13.62 E B WSM00000003025993.

20.03.2006 в целях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации указанных выше транспортных средств ЗАО “АМД Логистик“ обратилось в Щелковскую таможню с заявлением о предоставлении полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей и разрешении временного ввоза сроком на 10 лет.

Решением Щелковской таможни N 11-13/4493 от 19.05.2006 заявителю предоставлено полное освобождение от уплаты таможенных платежей и разрешен временный ввоз грузовых автотранспортных средств сроком на 42 месяца, исходя из срока действия договора лизинга.

Не согласившись с решением таможенного органа, общество обратилось в суд.

Заявитель мотивирует тем, что в отношении автотранспортных средств определенной категории, ввозимых на таможенную территорию РФ и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, предоставляется полное
условное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме таможенных сборов за их таможенное оформление, на весь срок эксплуатации таких автотранспортных средств при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров в силу Постановления Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 “О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок“.

Согласно распоряжения ГТК России от 24.06.2003 N 327-р, срок временного ввоза автотранспортных средств устанавливается исходя из срока их эксплуатации, заявляемого лицом, перемещающим транспортное средство через таможенную границу Российской Федерации.

Как полагает заявитель, при определении срока временного ввоза вышеназванных автотранспортных средства таможенному органу следовало руководствоваться, в частности, Письмом ГТК России от 28.10.2003 N 05-33/42514 “О направлении информации“, из которого следует, что срок эксплуатации данных грузовых автотранспортных средств на международных перевозках с учетом представленной предприятиями-производителями Volvo Truk Corporation и фирмы “Schmitz Cargobull AG“ информации составляет десять лет.

Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, а также доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Статья 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) определяет таможенный режим как таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

В соответствии со статьей 209 Кодекса временный ввоз - таможенный режим,
при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 213 Кодекса, срок временного ввоза товаров составляет два года, но для отдельных видов товаров Правительство Российской Федерации может устанавливать более короткие или более продолжительные предельные сроки временного ввоза, чем предусмотрено абзацем первым настоящего пункта.

Срок временного ввоза товаров устанавливается исходя из заявления лица, обратившегося за разрешением на временный ввоз, а также с учетом цели и обстоятельств такого ввоза (ч. 2 ст. 213 ТК РФ).

Из договора международного лизинга N 151212-АМД от 12.12.2005 (далее - договора) и Общих условий к договору, которые являются его неотъемлемой частью, следует, что лизингодатель сохраняет право собственности на предмет лизинга.

Договором гарантируется то, что по истечении срока его действия (42 месяца) большегрузные транспортные средства будут вывезены с территории Российской Федерации в Нидерланды, либо в соответствии с п. 5 договора, выполнив все подлежащие уплате по договору платежи, исполнив все подлежащие исполнению по нему обязательства и/или дальнейшие имеющие к нему отношение соглашения (если таковые имели место), лизингополучатель - ЗАО “АМД Логистик“ имеет право приобрести в собственность оборудование - большегрузные транспортные средства (седельные тягачи и полуприцепы) в обмен на уплату номинальной покупной стоимости.

Таможенный режим временного ввоза товаров завершается по правилам, установленным ст. 214 ТК РФ: товары должны быть вывезены с таможенной территории Российской Федерации либо заявлены
к иному режиму в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

В случае перехода права собственности на транспортные средства по истечении договора международного лизинга к лизингополучателю, таможенный режим временного ввоза должен быть завершен выпуском товаров в свободное обращение. В этом случае до пользования и распоряжения транспортными средствами заявитель обязан уплатить таможенные платежи в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации.

Исходя из срока действия договора, таможенный орган разрешил заявителю временный ввоз товаров сроком на 42 месяца, указав, что в случае увеличения срока действия договора, ЗАО “АМД Логистик“ имеет право обратиться с заявлением о продлении срока временного ввоза.

Решение таможенного органа не противоречит ч. 3 ст. 213 Кодекса, из текста которой следует, что по мотивированному запросу лица, получившего разрешение на временный ввоз, и при отсутствии нарушений требований и условий, предусмотренных настоящей главой, установленный срок временного ввоза товаров продлевается по решению таможенного органа в пределах установленных законом сроков.

В обоснование требований заявитель ссылается на Постановление Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 “О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок“.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Заявитель не доказал, что международная перевозка грузов является целью, ради которой товары ввезены на территорию Российской Федерации. Вместе с тем в данном случае такая цель имеет правовое значение применительно к положениям главы 22 Таможенного кодекса Российской Федерации “Перемещение транспортных средств“.

Транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке,
предусмотренном главой 22 Кодекса (статья 270 ТК РФ).

Временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий:

1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;

2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;

3) если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;

4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства (пункт 1 статьи 271 ТК РФ).

В силу пункта 2 статьи 271 Кодекса Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, а также если другие условия, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 271 ТК РФ, не соблюдаются, при условии, что в течение срока временного ввоза транспортного средства право собственности на транспортное средство не переходит российскому лицу.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 147 в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2,
8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, предоставляется полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.

По смыслу положений пункта 2 статьи 271 ТК РФ и Постановления Правительства РФ N 147, такое освобождение допустимо лишь в отношении иностранных товаров, используемых в строгом соответствии с ограниченными целями ввоза и право собственности на которые в период временного ввоза товаров на территорию Российской Федерации не переходит к российскому лицу (совокупность условий).

Распоряжением ГТК РФ от 24 июня 2003 г. N 327-р “О таможенном оформлении транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации“ во исполнение пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 на таможенные органы возложена обязанность предоставлять в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза (вывоза), полное освобождение от таможенных пошлин, налогов, кроме таможенных сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации этих транспортных средств при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров, а также устанавливать срок временного ввоза транспортного средства в соответствии со сроком эксплуатации, заявляемым лицом, перемещающим транспортное средство через таможенную границу Российской Федерации.

В пункте 4 Постановления Правительства РФ N 147 Министерству транспорта Российской Федерации и Государственному таможенному комитету Российской Федерации поручено определить перечень документов, подтверждающих
использование транспортных средств, указанных в пункте 2 Постановления, для осуществления международных перевозок товаров, и порядок контроля за использованием этих транспортных средств в указанных целях.

Документами, подтверждающими использование для международных перевозок товаров транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 30 590 1), временно ввезенных с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов, кроме таможенных сборов за таможенное оформление, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 147 являются товарно-транспортные накладные (CMR), предусмотренные Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, а также любые другие транспортные документы, подтверждающие наличие договора международной перевозки товаров (совместный Приказ от 08.09.2003 Министерства транспорта Российской Федерации N 187 и Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 970 “О перечне документов и порядке контроля целевого использования транспортных средств, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации“).

Документов, подтверждающих использование транспортных средств для международных перевозок (договор международной перевозки товаров и др.), суду не представлено.

Из смысла ст. ст. 271, 272 Таможенного кодекса РФ следует, что таможенный орган устанавливает срок временного ввоза транспортного средства в исключительных случаях в целях таможенного контроля обратного вывоза транспортных средств, исходя из срока, заявленного перевозчиком, а также с учетом всех обстоятельств, связанных с осуществлением предполагаемой транспортной операции.

При этом по мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает первоначально установленный срок временного ввоза.

Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Статья 4 названного Кодекса
предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла названной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) недействительным является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель не доказал, что оспариваемое решение таможенного органа в данном конкретном случае нарушило его права и охраняемые законом интересы и целью предъявления настоящего требования является их восстановление, в связи с чем, требование ЗАО “АМД Логистик“ удовлетворению не подлежит.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь
статьями 167, 170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.