Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.12.2006 N А19-421/06-14-Ф02-6722/06-С2 по делу N А19-421/06-14 Суд правомерно частично удовлетворил требования о взыскании расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку факт предоставления указанных льгот и заявленная к возмещению сумма расходов подтверждаются материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 декабря 2006 г. Дело N А19-421/06-14-Ф02-6722/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

общества с ограниченной ответственностью “Сиб-Транс-Петройл“ - Мореходовой С.М. (доверенность от 11.10.2005),

Главного финансового управления Иркутской области - Клеофастова Б.П. (доверенность N 08-35/585 от 30.12.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 5 июня 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 25 сентября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-421/06-14 (суд первой
инстанции: Ушакова О.В.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Дягилева И.П.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Сиб-Транс-Петройл“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании (с учетом уточнений) с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области 767346 руб. 84 коп. - расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан по оплате за жилье и коммунальные услуги за период с 3 квартала 2002 года по 2004 год в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ и 180193 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 185133 руб. 94 коп. - расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан по оплате за жилье и коммунальные услуги за период с 3 квартала 2002 года по 2004 год в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в РФ“ и 29923 руб. 77 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами без указания периода начисления.

Впоследствии истец уточнил исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами по Федеральному закону “О ветеранах“ и предъявил по состоянию на 04.04.2006 ко взысканию проценты в размере 193017 руб. 73 коп.

Определением от 20 февраля 2006 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области и МО “Город Иркутск“ в лице КЭФ г. Иркутска.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

Решением от 5 июня 2006 года исковые требования
удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО “Сиб-Транс-Петройл“ взыскано 169380 руб. 94 коп. - убытков, связанных с реализацией Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“; с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ООО “Сиб-Транс-Петройл“ взыскано 626719 руб. 52 коп. - убытков, связанных с реализацией Федерального закона “О ветеранах“. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 25 сентября 2006 года (с учетом определения об исправлении опечатки от ноября 2006 года) решение от 5 июня 2006 года изменено, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО “Сиб-Транс-Петройл“ взыскано 796100 рублей 46 копеек убытков, в остальной части иска отказано. Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области от ответственности освобождена.

Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 5 июня 2006 года в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации 169380 рублей 94 копеек и постановление апелляционной инстанции от 25 сентября 2006 года о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 796100 рублей 46 копеек отменить.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ N 584 имеет дату 15.08.2001, а не 15.09.2001.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального и нормы процессуального права (подпункт “ж“ пункта
1 статьи 72, пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, статьи 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 10 Федерального закона “О ветеранах“, Федеральный закон “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“, постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1998 N 862, от 15.09.2001 N 584, часть 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу.

Главное финансовое управление Иркутской области в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготное обеспечение за 2002 - 2004 годы во исполнение Федерального закона “О ветеранах“, Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Основанием иска указано на неисполнение обязательств по возмещению расходов на реализацию льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В обоснование заявленных требований истец представил списки льготников с указанием документов, являющихся основанием предоставления льгот, сумм предоставленных услуг, их стоимости и размера льгот по каждому льготнику, акты сверок сумм, подлежащих возмещению по Федеральном закону “О ветеранах“, по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в РФ“ по состоянию на
01.01.2005.

Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства и руководствуясь Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, возложил обязанность по возмещению расходов истца по предоставлению льгот инвалидам в размере 169380 рублей 94 копеек за период с 2003 по 2004 год на Российскую Федерацию в лице Министерства ... Российской Федерации. Факт предоставления указанных льгот и заявленная к возмещению сумма расходов подтверждены материалами дела.

В удовлетворении требований о взыскании расходов, связанных с реализацией Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в размере 15753 рублей за 3 квартал 2002 года отказано в связи с пропуском срока исковой давности.

Удовлетворяя исковые требования истца в сумме 626719 руб. 52 коп., связанных с реализацией Федерального закона “О ветеранах“, с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. Факт предоставления указанных льгот и заявленная к возмещению сумма расходов подтверждены материалами дела. По требованиям по Федеральному закону “О ветеранах“ в размере 136246 рублей отказано в связи с пропуском срока исковой давности, в размере 4381 рубля 32 копеек отказано в связи с необоснованностью.

Апелляционная инстанция, не согласившись с выводами суда первой инстанции, взыскала с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО “Сиб-Транс-Петройл“ 796100 рублей 46 копеек убытков, в остальной части иска отказала. Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области
от ответственности освобождена.

Суд апелляционной инстанции, установив обстоятельства исполнения Главным финансовым управлением Иркутской области обязательств по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2002 - 2004 годы на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ в полном объеме, принимая во внимание положения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами апелляционной инстанции.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных
полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

При разрешении спора суд апелляционной инстанции с учетом положений вышеуказанного законодательства пришел к выводу о недостаточности выделенных средств из федерального бюджета на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ и правильно возложил ответственность на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что постановление апелляционной инстанции от 25 сентября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-421/06-14 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 25 сентября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-421/06-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает
в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Л.М.СОКОЛОВА