Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.12.2006 N А74-1608/06-Ф02-6497/06-С2 по делу N А74-1608/06 Суд правомерно частично удовлетворил требования о признании незаконными действий по организации конкурсов среди владельцев транспортных средств, поскольку нарушение при проведении указанных конкурсов норм гражданского законодательства подтверждается материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 декабря 2006 г. Дело N А74-1608/06-Ф02-6497/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Воробьевой Н.М., Рюмкиной М.Д.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Борькина В.В., Гурова Н.К., Данилик В.М., Мартынова Ю.А., Петракова Н.В. на решение от 4 августа 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 25 октября 2006 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1608/06 (суд первой инстанции: Хабибулина Ю.В.; суд апелляционной инстанции: Журба Н.М., Силищева Е.В., Коршунова Т.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальные предприниматели Ф.И.О. Андреев
Анатолий Петрович, Пашков Александр Анатольевич, Харьков Владимир Михайлович обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана (далее - Управление или УКХТ) по организации конкурсов среди владельцев автотранспортных средств, подавших заявления на осуществление пассажирских перевозок в 2006 году, а также решений, оформленных в виде протокола заседания конкурсной комиссии, соответствующих городским автобусным маршрутам общего пользования N 3, 5, 5а, 10.11, 12, 14.18, 21, 23, 26, 32.

Определением арбитражного суда от 12 мая 2006 года в порядке части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования по делу N А74-1608/06 в части, касающейся городского автобусного маршрута общего пользования N 5, были выделены в отдельное производство.

В порядке части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены предприниматели - победители конкурса по автобусному маршруту N 5 - Мартынов Ю.А., Петраков Н.В., Борькин В.В., Данилик В.М., Гуров Н.К., а также государственное унитарное предприятие Республики Хакасия “Автомобильная колонна N 2038“ (далее - Автоколонна N 2038).

Определением арбитражного суда от 28 июня 2006 года в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по настоящему делу было прекращено в части требований предпринимателей Кожевниковой Г.М., Пашкова А.А., Харькова В.М. о признании незаконными действий по организации конкурсов среди владельцев автотранспортных средств, подавших заявления на осуществление пассажирских перевозок в 2006 году, а также решения, оформленного в виде протокола заседания конкурсной комиссии, соответствующего городскому автобусному маршруту общего пользования N 5.

Указанным определением
в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству предпринимателя Андреева А.П. к участию в деле привлечен второй ответчик - администрация города Абакана.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя уточнил предмет заявленных требований в части обязания Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана в установленный арбитражным судом срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем аннулирования утвержденных победителям конкурса рабочих маршрутных расписаний по городскому автобусному маршруту общего пользования N 5.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 августа 2006 года по делу N А74-1608/06 заявленные требования удовлетворены частично: решение администрации города Абакана и Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана, оформленное в виде протокола конкурсной комиссии от 13 февраля 2006 года N 5, соответствующего городскому автобусному маршруту общего пользования N 5, признано незаконным. Арбитражный суд первой инстанции обязал Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана устранить допущенные нарушения путем аннулирования утвержденных победителям конкурса рабочих маршрутных расписаний по городскому автобусному маршруту общего пользования N 5 в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 октября 2006 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами Арбитражного суда Республики Хакасия, индивидуальные предприниматели Борькин Владимир Васильевич, Гуров Николай Константинович, Данилик Виктор Матвеевич, Мартынов Юрий Анатольевич, Петраков Николай Васильевич, участвующие в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить решение от 4 августа 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 25 октября
2006 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1608/06 в части удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Андреева А.П. и принять по делу в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителей кассационной жалобы, суд удовлетворил требования, направленные к ненадлежащему ответчику, суд не применил пункт 3 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (заявители не обосновали нарушения своих прав оспариваемым решением конкурсной комиссии), выводы суда носят предположительный характер, не подтверждены материалами дела, не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Заявители полагают, что суд сослался на факт, который не имеет отношения к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу, действия конкурсной комиссии не повлекли нарушения прав и законных интересов заявителя.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно заявлению, в качестве материально-правового требования (с учетом уточнения) указано требование об обязании Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем аннулирования утвержденных победителям конкурса рабочих маршрутных расписаний по городскому автобусному маршруту общего пользования.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что допущенные конкурсной комиссией процедурные нарушения привели к созданию для участия в конкурсе некоторым лицам преимущественных условий, необоснованного как включения, так и исключения некоторых лиц из числа участников конкурса. Это в дальнейшем привело к неправильной оценке конкурсных заявок и, соответственно, к неправильному определению
победителей конкурса.

Как следует из материалов дела, 29 ноября 2005 года Абаканский городской Совет депутатов принял решение N 220 об утверждении Порядка организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане (далее - решение от 29 ноября 2005 года N 220), в качестве приложения N 1 к которому утвердил Порядок организации маршрутных пассажирских перевозок в г. Абакане (далее - Порядок организации перевозок), приложения N 2 - Положение о конкурсах среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования (далее - Положение о конкурсах, приложение N 2). Решение с приложениями опубликовано в газете “Абакан“ от 6 декабря 2005 года N 26.

В соответствии с пунктом 5.5 Порядка организации перевозок в случае, когда количество заявленных на отдельный городской маршрут транспортных средств превышает расчетное количество транспортных средств, одновременно работающих на маршруте, рабочие маршрутные расписания утверждаются среди подавших заявки в сроки, установленные пунктом 5.1 настоящего Порядка по результатам проведенного конкурса в соответствии с Положением о конкурсах.

Пунктом 2 решения от 29 ноября 2005 года N 220 установлено, что сроки проведения конкурса на 2006 год устанавливаются распоряжением мэра города Абакана.

5 декабря 2005 года мэр города Абакана издал распоряжение N 565р “О сроках приема заявлений и проведения конкурса среди владельцев автотранспортных средств“, в котором установил срок приема заявлений от перевозчиков на осуществление пассажирских перевозок в 2006 году - с 8 по 21 декабря 2005 года. Согласно пункту 2 названного распоряжения в случае, если количество заявленных на отдельный городской маршрут транспортных средств будет превышать их расчетное количество, Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана (далее -
Управление коммунального хозяйства) обязано провести конкурс среди владельцев транспортных средств по осуществлению перевозок. Распоряжение мэра города Абакана от 5 декабря 2005 года N 565р опубликовано в газете “Абакан“ от 7 декабря 2005 года N 137.

В газете “Абакан“ 7 декабря 2005 года N 137 Управление коммунального хозяйства опубликовало извещение о том, что с 8 по 21 декабря 2005 года оно принимает заявления владельцев пассажирского транспорта всех форм собственности на осуществление пассажирских перевозок в 2006 году на городских автобусных маршрутах, утвержденных постановлением мэра города Абакана от 5 декабря 2005 года N 2303.

23 декабря 2005 года мэром города Абакана издано распоряжение N 614р “О сроках проведения конкурсов среди владельцев автотранспортных средств, подавших заявления на осуществление пассажирских перевозок в 2006 году, и приема дополнительных документов“. Абзацем 1 пункта 1 названного распоряжения конкурсной комиссии под председательством Константинова В.И. предписано провести конкурс среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок по указанным в распоряжении маршрутам. Данным распоряжением установлено, что прием дополнительных документов для участия в конкурсе прекращается 3 февраля 2006 года. Распоряжение опубликовано в газете “Абакан“ 27 декабря 2005 года N 145.

26 января 2006 года распоряжением мэра города Абакана N 38р “О создании конкурсной комиссии для проведения конкурсов среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования“ под председательством заместителя мэра города Абакана Константинова В.И. Распоряжение опубликовано в газете “Абакан“ от 8 - 14 февраля 2006 года N 5.

19 декабря 2005 года индивидуальный предприниматель Андреев А.П. представил в УКХТ заявление об утверждении графиков движения на 2006 год по городскому маршруту N
5 на три транспортных средства.

3 февраля 2006 года им поданы документы на участие в конкурсе по маршруту N 5.

Согласно протоколу конкурсной комиссии N 5 от 13 февраля 2006 года, составленному по результатам проведенного конкурса среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок в 2006 году, по маршруту N 5 выставлено 10 выходов, к участию в конкурсе подана 31 заявка.

По результатам конкурса победителями признаны индивидуальные предприниматели Борькин Владимир Васильевич, Данилик Виктор Матвеевич, Петраков Николай Васильевич, Гуров Николай Константинович, Мартынов Юрий Анатольевич, государственное унитарное предприятие Республики Хакасия “Автоколонна N 2038“, набравшие максимальное количество баллов - 64. Индивидуальным предпринимателем Андреевым А.А. набрано 46 баллов.

Не согласившись с принятым по результатам конкурса решением, предприниматель Андреев А.П. обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования предпринимателя Андреева А.П. в части, Арбитражный суд Республики Хакасия исходил из того, что решение администрации города Абакана и Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана, выраженное в виде протокола от 13 февраля 2006 года N 5 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городском автобусном маршруте N 5, не соответствует статьям 8, 15, 17, 18, 19, 34, 45, 46 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, пунктам 1.1, 5.2, 5.3, 6.3 Положения “О конкурсах среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования“, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 29.11.2005 N 220 “Об утверждении “Порядка организации маршрутных
пассажирских перевозок в городе Абакане“.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы Арбитражного суда Республики Хакасия обоснованными и правомерными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

При рассмотрении настоящего спора Арбитражным судом Республики Хакасия было установлено нарушение при проведении конкурса пунктов 5.2, 5.3, 6.1 - 6.6 Положения о конкурсах, что явилось основанием для удовлетворения требований о признании недействительными результатов конкурса.

Подлежат отклонению доводы заявителей кассационной жалобы о нарушении норм процессуального права, выразившемся в привлечении ненадлежащего ответчика, в силу следующего.

Полномочия администрации г. Абакана по организации пассажирских перевозок по городским маршрутам установлены частью 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 года N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации“, пунктом 1, подпунктом 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, пунктом 7 статьи 16, пунктом 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, Уставом города Абакана.

Из разделов 1 и 3 Положения об УКХТ, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 20 октября 2004 года N 81, УКХТ образовано в целях организации транспортного обслуживания населения города Абакана, является отраслевым органом в системе исполнительных органов местного самоуправления города Абакана. В соответствии с пунктом 2.1 Положения о конкурсах УКХТ является
организатором конкурса.

Согласно пунктам 3.1, 3.3, 6.6 Положения о конкурсах для проведения конкурса распоряжением мэра города Абакана формируется конкурсная комиссия. Таким образом, действия конкурсной комиссии по определению победителей конкурса являются действиями организатора конкурса.

В связи с изложенным следует признать обоснованным вывод Арбитражного суда Республики Хакасия о том, что заявителями правомерно определены в качестве заинтересованных лиц, то есть органов, к которым предъявлены требования, администрация г. Абакана и УКХТ.

Довод заявителей кассационной жалобы о том, что предприниматель Андреев А.В. не обосновал нарушения своих прав оспариваемым решением конкурсной комиссии, подлежит отклонению как не соответствующий фактическим обстоятельствам.

Доводы подателей жалобы о несоответствии выводов Арбитражного суда Республики Хакасия обстоятельствам дела фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.

Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Не может быть принят во внимание довод о необоснованном применении статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

При установлении правомерности результатов конкурса и правомерности выводов конкурсной комиссии Арбитражный суд Республики Хакасия устанавливал законность принятого комиссией решения.

Арбитражный суд Республики Хакасия в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и
возражений.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты Арбитражного суда Республики Хакасия вынесены с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 4 августа 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 25 октября 2006 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1608/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

М.Д.РЮМКИНА