Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.11.2006 N А19-10354/06-31-Ф02-5732/06-С2 по делу N А19-10354/06-31 Дело по заявлению о взыскании штрафа за нарушение правил перевозки груза передано на новое рассмотрение, поскольку выводы суда о том, что перепроверка массы груза должна быть осуществлена перевозчиком тем же способом, которым определил массу предъявленного к перевозке груза грузоотправитель, не содержат ссылку на норму материального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 7 ноября 2006 г. Дело N А19-10354/06-31-Ф02-5732/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - Янкиной Е.Н. (доверенность N 320/35 от 31.01.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ на решение от 22 мая 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 25 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10354/06-31 (суд первой инстанции: Ушакова Л.В.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Дягилева
И.П.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (ОАО “РЖД“) в лице филиала “Восточно-Сибирская железная дорога“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) “Сибиряк“ о взыскании 74005 рублей - суммы штрафа на основании статьи 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Решением от 22 мая 2006 года в удовлетворении иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 25 июля 2006 года решение от 22 мая 2006 года оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО “РЖД“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Заявитель указывает, что Арбитражный суд Иркутской области нарушил нормы материального права и нормы процессуального права (статьи 426, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23, 25, 26, 27, 41, 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункт 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 43 от 18.06.2003, пункты 23, 23.1, 23.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России N 29 от 18.06.2003, пункты 1.19, 2, 2.21, 2.25 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 39 от 18.06.2003, пункты 13, 16, 18, 23.2 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 28 от 18.06.2003, пункты 2.8, 2.12 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, пункты 1.1, 6 главы 1 Технических условий, утвержденных МПС России от 27.05.2003 N ЦМ-943, пункт 7
Рекомендаций государственной системы обеспечения единства измерений МИ2815-2003 “Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Порядок определения предельных расхождений в результатах измерений массы на станциях назначения и в пути следования“, утвержденных ФГУП ВНИИМС Госстандарта России от 01.09.2003, пункт 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2006).

Выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не основаны на обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Заявитель указывает на соблюдение порядка оформления и взыскания штрафа на основании статьи 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, доказанность факта нарушения грузоотправителем при оформлении железнодорожной накладной.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв со 2 ноября до 7 ноября 2006 года.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, заслушав представителя заявителя кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела, заявлено требование о взыскании штрафа в сумме 74005 рублей на основании статей 98, 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Основанием иска указано несоответствие массы груза, указанной грузоотправителем в перевозочном документе, фактической массе груза и изложены следующие обстоятельства.

В транспортной железнодорожной накладной, представленной грузоотправителем, N ЭК 049065 указан груз - пиловочник хвойных пород, массой нетто 55000 кг, вес тары 22000 кг, количеством мест - навалом, масса груза определена грузоотправителем по обмеру.

При контрольной проверке массы груза грузоотправителя ООО “Сибиряк“ вагона N 60656451, произведенной 15.03.2005, зафиксирован факт превышения массы груза, указанной грузоотправителем в перевозочных документах, на 7900 кг, с
учетом предельного отклонения в результатах определения массы груза - 6190 кг, стоимость перевозки снизилась на 225 рублей. А именно фактически установлено: масса брутто 84900 кг, тара вагона 22000 кг, масса нетто 62900 кг.

Проверка массы груза произведена на 200-тонных вагонных весах ст. Вихоревка ВСЖД N ВЦ-14, проверенных 18.07.2004.

Факт перегруза удостоверен коммерческим актом, актом общей формы, составленными на основании перевозочных документов и книги контрольных перевесок вагонов ст. Вихоревка ВСЖД формы ГУ-78.

27.04.2005 ООО “Сибиряк“ вручено уведомление об уплате штрафа.

Отказ от уплаты штрафа в добровольном порядке послужил основанием для обращения ОАО “РЖД“ с настоящим иском в арбитражный суд.

В обоснование исковых требований истец представил: расчет излишка массы груза вагона N 60656451 грузоотправителя ООО “Сибиряк“ при контрольной перевеске, расчет провозной платы по прейскуранту N 10-01 р.2, коммерческий акт АШ 768621 от 15.03.2005, акт общей формы N 916 от 15.03.2005, накладную ЭК 049065-ЭК030131, выписку из книги перевески ГУ-78, технический паспорт весов N ВЦ-14, уведомление ВСЖД - филиала ОАО “РЖД“ от 27.04.2005 N 576, письмо ООО “Сибиряк“ от 12.05.2005 N 79.

Возражая против заявленных требований, ответчик указал на недоказанность истцом факта перегруза вагона. Заявленная сумма штрафа несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Исследовав представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.

Суд первой инстанции исходил из того, что примененный истцом способ определения массы груза нарушает определенные сторонами условия договора перевозки, акт общей формы, коммерческий акт не могут служить доказательствами определения фактической массы груза и ответственности стороны по договору.

Вес груза, определенный расчетным путем, не может соответствовать весу, определенному путем взвешивания. Истец не доказал условия, необходимые для
применения статьи 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска.

Суд апелляционной инстанции указал на недоказанность истцом состава правонарушения, предусмотренного статьями 26, 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации: факта искажения грузоотправителем сведений, отраженных в железнодорожной накладной, о массе груза.

По мнению апелляционной инстанции, несоответствие массы груза по конкретной отправке, определенной расчетным путем, массе груза, определенной взвешиванием на вагонных весах, не свидетельствует об искажении грузоотправителем сведений о массе груза.

Суд признал, что, хотя пиломатериалы относятся к категории грузов, перевозимых навалом, размещение указанного груза в вагоне производится не навалом, а строго упорядоченно в соответствии с установленными Техническими условиями. При размещении пиломатериалов в вагоне до полной вместимости в соответствии с установленными Техническими условиями превысить допустимую грузоподъемность вагона невозможно.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признал недоказанным тот факт, что погрузка пиломатериала до полной вместимости вагона может повлечь за собой превышение допустимой грузоподъемности вагона, у грузоотправителя возникло право применить при определении массы груза такой способ, как обмер.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не может согласиться с выводами Арбитражного суда Иркутской области.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза
установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.

Заключение между сторонами договора перевозки груза подтверждается представленной в материалы дела железнодорожной накладной.

Из пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 26 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест.

Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

В силу статьи 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик имеет право проверять достоверность массы груза, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявленных на перевозку грузобагажа).

За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 настоящего Устава.

В соответствии со статьей 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность
движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России (далее - МПС России) от 18 июня 2003 года N 43 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 июня 2003 года N 4817), при обнаружении обстоятельств, указанных в статье 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.

Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, предусмотрен порядок составления коммерческих актов и актов общей формы.

Перевозчиком правила оформления штрафа соблюдены (коммерческий акт составлен, отметка о его составлении имеется в накладной).

Выводы суда первой и апелляционной инстанций о том, что перепроверка массы груза должна быть осуществлена перевозчиком тем же способом, которым определил массу предъявленного к перевозке груза грузоотправитель, не содержат ссылку на норму материального права, предписывающую перевозчику обязанность проверить массу груза, определенную грузоотправителем расчетным путем, таким же способом.

Выводы суда апелляционной инстанции о том, что размещение пиломатериала в вагоне производится не навалом, а строго упорядоченно в соответствии с установленными техническими условиями, и что погрузка пиломатериала
до полной вместимости вагона не может повлечь за собой превышение допустимой грузоподъемности вагона, имеют предположительный характер.

С учетом заявленного искового требования в предмет доказывания и исследования судом входят факты: искажения грузоотправителем сведений о массе груза в транспортной железнодорожной накладной; снижения стоимости перевозки груза вследствие занижения его массы либо возникновения обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Учитывая, что при принятии судебных актов по делу Арбитражным судом Иркутской области неправильно применены нормы материального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 22 мая 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 25 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10354/06-31 подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

При новом рассмотрении дела суду следует с учетом заявленного требования и норм материального права, регулирующих ответственность за искажение грузоотправителем сведений в железнодорожной транспортной накладной, рассмотреть спор по существу, проверить расчет суммы штрафа, распределить между лицами, участвующими в деле, расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22 мая 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 25 июля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10354/06-31 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

В.И.КУЛАКОВ

Л.М.СОКОЛОВА