Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.09.2006 N А19-11788/06-43-Ф02-4946/06-С1 по делу N А19-11788/06-43 Суд отказал налоговому органу в части взыскания пени, поскольку пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу подлежат начислению по итогам отчетного периода, то есть поквартально, а не ежемесячно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 26 сентября 2006 г. Дело N А19-11788/06-43-Ф02-4946/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мироновой И.П.,

судей: Косачевой О.И., Новогородского И.Б.,

при участии в судебном заседании:

представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - Белых В.А. (доверенность N ГБ-03-22 от 16.03.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального общеобразовательного учреждения “Балахнинская средняя общеобразовательная школа“ на решение от 20 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11788/06-43 (суд первой инстанции: Седых Н.Д.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России
N 3 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения “Балахнинская средняя общеобразовательная школа“ (учреждение) 11888 рублей 98 копеек, в том числе 5822 рубля - недоимка по единому социальному налогу, 6066 рублей 98 копеек - пени.

Решением от 20 июня 2006 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с судебным актом в части удовлетворения заявленных требований о взыскании пени, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с неправильным применением норм материального права.

По мнению заявителя, суд, принимая решение, не учел, что пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу подлежат начислению по итогам отчетного периода, то есть поквартально, а не ежемесячно.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция не согласилась с ее доводами и просила оставить жалобу без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (почтовое уведомление N 71537 от 30.08.2006), однако учреждение представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело слушается без их участия.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав представителя инспекции, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необходимости отмены судебного акта в части.

Из материалов дела усматривается, что учреждением в налоговый орган представлен расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за 9 месяцев
2005 года, согласно которому сумма к уплате составила 5822 рубля.

В установленные сроки налог уплачен не был.

На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога налоговым органом учреждению начислены пени в сумме 6066 рублей 98 копеек.

В связи с тем, что требование об уплате налога и пени добровольно не было исполнено, налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением об их взыскании.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности начисления инспекцией пени за неуплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу в срок.

Данный вывод суда сделан без учета норм налогового законодательства.

Согласно статье 235 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение является плательщиком единого социального налога как юридическое лицо, производящее выплаты физическим лицам.

Согласно пункту 1 статьи 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Пунктом 1 статьи 53, статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Под налоговым периодом
согласно пункту 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ указано, что пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база по единому социальному налогу согласно пункту 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя
из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

Поскольку законодателем определено, что по итогам отчетного периода сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, ежемесячные авансовые платежи не могут квалифицироваться в качестве налогов (страховых взносов), несвоевременная уплата которых влечет начисление пеней в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2001 N 82-О, сроки уплаты налогов и сборов согласно Налоговому кодексу Российской Федерации устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации), при этом уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном данным Кодексом и другими актами законодательства о налогах и
сборах (пункт 1 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, внесение платежей до истечения налогового периода, как это предусмотрено оспариваемыми нормами, не противоречит общим началам налогового законодательства.

Из анализа приведенных норм следует, что окончательная сумма единого социального налога определяется по итогам отчетного периода, а авансовые платежи внутри отчетного периода, уплачиваемые в соответствующие бюджеты в установленные в пункте 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, учитываются при исчислении итоговой суммы единого социального налога по результатам отчетного периода. На это указывает и обязанность налогоплательщиков представлять расчеты по единому социальному налогу только за отчетный период, а не ежемесячно.

Таким образом, начисление пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по единому социальному налогу возможно только по итогам отчетного периода.

Таким образом, размер пени, подлежащей взысканию за период с 21.10.2005 по 31.10.2005 (11 дней), составляет 27 рублей 50 копеек (5822 рубля x 0,043% x 11 дней), где 0,043% - 1/300 ставки рефинансирования, установленной телеграммой ЦБ РФ от 11.06.2004 N 1443-У, на период с 15.06.2004 по 25.12.2005.

Поскольку вывод суда в части взыскания с учреждения пени по единому социальному налогу в сумме 6039 рублей 48 копеек не соответствует нормам материального права, решение в названной части подлежит отмене. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает возможным принять новое решение, отказав налоговой инспекции во взыскании пени за несвоевременную уплату единого социального налога в названной сумме.

В остальной части решение суда законно и обоснованно, и оснований для его отмены Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации учреждению следует возвратить
государственную пошлину, уплаченную за рассмотрение дела в суде первой инстанции, в размере 246 рублей.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11788/06-43 отменить в части взыскания пени с муниципального общеобразовательного учреждения “Балахнинская средняя общеобразовательная школа“ в сумме 6039 рублей 48 копеек. В удовлетворении требований в названной части Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Возвратить муниципальному общеобразовательному учреждению “Балахнинская средняя общеобразовательная школа“ 246 рублей государственной пошлины. Выдать справку.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

О.И.КОСАЧЕВА

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ