Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2006 N А58-1525/04-Ф02-4828/06-С1 по делу N А58-1525/04 Решение суда об отказе в признании незаконными действий органа исполнительной власти субъекта РФ, выразившихся в предписании получить финансовые средства на возмездной, а не на безвозмездной основе, оставлено без изменения, так как целевые финансовые средства выделяются заявителю для создания рабочих мест на определенных условиях, в связи с чем его требование о перечислении суммы на расчетный счет организации на безвозмездной основе не может быть признано обязанностью ответчика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 сентября 2006 г. Дело N А58-1525/04-Ф02-4828/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) - Далада С.Ю. (доверенность от 12.09.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Якутской городской общественной организации инвалидов по зрению (абсолютно слепых) на решение от 23 июня 2006 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1525/04 (суд первой инстанции: Шевелев В.В.),

УСТАНОВИЛ:

Якутская городская общественная организация инвалидов по зрению (абсолютно слепых) обратилась
в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) о признании незаконными бездействия и действий по исполнению пунктов 1.2, 2 распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) “О поддержке организации новых производств и рабочих мест Якутским городским обществом инвалидов по зрению (абсолютно слепых)“ от 16.04.2001 N 85-рп.

Постановлениями кассационной инстанции от 28 сентября 2005 года, 1 декабря 2005 года судебные акты по делу отменялись с направлением дела на новое рассмотрение.

Решением суда первой инстанции от 23 июня 2006 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Якутская городская общественная организация инвалидов по зрению (абсолютно слепых) ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного вывода суда о начале течения срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и невыполнении указаний кассационной инстанции, изложенных в постановлении от 1 декабря 2005 года.

Представитель Министерства по делам предпринимательства считает судебный акт законным и обоснованным.

Якутская городская общественная организация инвалидов по зрению, Управление Федеральной государственной службы занятости населения о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 80491, 80492, 80493 от 25.08.2007), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебного акта.

Как установлено материалами дела, согласно пункту 1.2 распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от
16 апреля 2001 года N 85-рп “О поддержке организации новых производств и рабочих мест Якутским городским обществом инвалидов по зрению (абсолютно слепых)“ Министерству малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) под эгидой Министерства предложено выделить целевые финансовые средства Якутскому городскому обществу инвалидов по зрению (абсолютно слепых) в сумме 2,5 млн. рублей за счет рефинансирования средств Фонда занятости.

Пунктом 2 названного распоряжения Департаменту Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) поручено переоформить договоры (N 1 от 27.06.2000, N 2 от 15.08.2000, N 3 от 17.10.2000) с Министерством малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) по оказанию финансовой помощи для создания рабочих мест на безвозвратном условии.

В целях исполнения распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2001 года N 85-рп “О поддержке организации новых производств и рабочих мест Якутским городским обществом инвалидов по зрению (абсолютно слепых)“ Министерством 15.05.2001 принят приказ за N П-200. Указанным приказом назначены исполнители распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2001 года N 85-рп “О поддержке организации новых производств и рабочих мест Якутским городским обществом инвалидов по зрению (абсолютно слепых)“.

Во исполнение пункта 2 распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2001 года N 85-рп “О поддержке организации новых производств и рабочих мест Якутским городским обществом инвалидов по зрению (абсолютно слепых)“ 26 апреля 2001 года Государственный фонд занятости населения и Министерство внесли изменения в договоры N 1 от 27.06.2000, N 2 от 15.08.2000, N 3 от 17.10.2000.

Согласно названным договорам, с учетом внесенных изменений от 26.04.2001 Департамент занятости населения Министерства труда и социальной защиты населения
Республики Саха (Якутия) оказывает финансовую помощь заинтересованному лицу в общей сумме 21 миллион рублей на безвозвратной основе. Указанная финансовая помощь выделена для предоставления Министерством микрокредитов субъектам малого предпринимательства на создание новых и дополнительных рабочих мест.

Однако, как установлено судом, заявитель оспаривает бездействие и действия Министерства по исполнению пунктов 1.2, 2 распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) “О поддержке организации новых производств и рабочих мест Якутским городским обществом инвалидов по зрению (абсолютно слепых)“ от 16.04.2001 N 85-рп, а именно то, что Министерство не предоставило заявителю финансовые средства в размере 2,5 млн. рублей на безвозмездной основе.

В качестве уважительных причин пропуска установленного срока на обжалование действий Якутская общественная организация инвалидов по зрению (абсолютно слепых) указала следующее. Руководство общества не знакомо с юридическими вопросами, отсутствует бесплатная юридическая помощь, без которой общество не могло разобраться в том, когда начинает течь срок для обжалования бездействия Министерства. Кроме того, заявитель указывал, что лишь в феврале 2004 года из ответа уполномоченного по правам человека узнал о судебном порядке на обжалование действий государственного органа.

Суд, обсудив приведенные причины, признал их неуважительными. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда кассационной инстанции не имеется.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что не выполнены указания кассационной инстанции в части определения начального момента течения срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверены.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не
установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Суд обсудил все обстоятельства, свидетельствующие о том, когда Якутской организации инвалидов стало известно о бездействии Министерства по делам предпринимательства.

Суд правильно посчитал, что Якутская организация инвалидов еще в 2001 году знала, что Министерство по делам предпринимательства может предоставить финансовые средства только на возмездном условии.

О названных обстоятельствах свидетельствует следующее.

Письмом N 01-629 от 15.05.2001 Министерство предложило заявителю представить для закупа оборудования через ЗАО “СахаЛизинг“ пакет документов, необходимых для реализации распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2001 года N 85-рп “О поддержке организации новых производств и рабочих мест Якутским городским обществом инвалидов по зрению (абсолютно слепых)“.

Письмом от 17.05.2001 N 30 заявитель обратился к первому заместителю председателя Правительства Республики Саха (Якутия). Заявитель указал, что им разработан бизнес-план по открытию швейного цеха, студии звукозаписи и организации диспетчерской службы такси. Министерство малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) отказывается выдать денежные средства заявителю, на выделенные финансовые средства общество закупит оборудование и доставит до города Якутска, также просит выделить финансовые средства непосредственно обществу.

29 июня 2001 года Министерство подготовило письменный ответ на письмо заявителя от 17.05.2000. Из текста указанного письма следует, что заинтересованное лицо предлагает заявителю приобрести оборудование на лизинговой основе, при согласии заявителя и предоставлении дополнительных данных.

13 мая 2003 года Министерство на письмо заявителя от 25 апреля 2003 года о перечислении 2,5 миллиона рублей подготовило ответ. В ответе указано, что оборудование целесообразно предоставить в лизинг, поскольку отсутствуют гарантийное или залоговое обеспечение бизнес-плана по открытию швейного цеха, студии звукозаписи (говорящих книг) и организации
диспетчерской службы такси на общую сумму 2,5 миллиона рублей.

В июне 2003 года Якутская организация инвалидов обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к заинтересованному лицу о взыскании 2,5 миллиона рублей.

Решением суда первой инстанции от 26 августа 2003 года по делу N А58-1918/03 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 18 ноября 2003 года решение суда от 26 августа 2003 года отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 января 2004 года постановление апелляционной инстанции от 18 ноября 2003 года оставлено без изменения.

При таких условиях видно, что заявитель предпринимал действия в 2001 и 2003 годах по защите своих прав и интересов путем направления письма первому заместителю председателя Правительства Республики Саха (Якутия) и предъявления иска в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что в распоряжении Президента Республики Саха (Якутия) от 16.04.2001 N 85-рп отсутствует упоминание о том, что финансовые средства в сумме 2,5 млн. рублей должны быть предоставлены только на возмездном условии, проверена. Из содержания подпунктов 1.1, 1.2 распоряжения N 85-рп следует, что целевые финансовые средства выделяются заявителю для создания рабочих мест на определенных условиях, в связи с чем требование заявителя о перечислении суммы 2,5 млн. рублей на расчетный счет организации не может быть признано обязанностью Министерства по делам предпринимательства, которую оно не выполнило.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23 июня 2006 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1525/04 оставить без
изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

М.М.ШЕЛЕМИНА