Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.09.2006 N А19-46651/05-53-Ф02-4850/06-С2 по делу N А19-46651/05-53 Суд правомерно удовлетворил иск о взыскании суммы убытков, возникших в результате предоставления истцом льгот инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг, так как неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих возмещению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 сентября 2006 г. Дело N А19-46651/05-53-Ф02-4850/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Воробьевой Н.М.,

судей: Кулакова В.И., Орлова А.В.,

при участии в судебном заседании:

представителя Министерства финансов Российской Федерации - Вокиной М.В. (доверенность N 13-19/4 от 31.01.2006),

председателя правления жилищно-строительного кооператива N 37 Зеленковой Л.Б., представителя Ященко Т.Л. (доверенность от 12.01.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 22 февраля 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 17 апреля 2006 года по делу N А19-46651/05-53 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Рукавишникова
Е.В.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Матинина Л.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Жилищно-строительный кооператив N 37 (ЖСК N 37) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением федерального казначейства по Иркутской области, о взыскании убытков в размере 6412 рублей 38 копеек, возникших в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, за 4 квартал 2004 года.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, администрация города Иркутска.

Решением от 22 февраля 2006 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ЖСК N 37 взысканы расходы, понесенные в связи с реализацией Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в размере 6412 рублей 38 копеек. Кроме того, взысканы расходы на оплату услуг представителя в сумме 2000 рублей.

Суд апелляционной инстанции 17 апреля 2006 года решение от 22 февраля 2006 года оставил без изменения.

Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 22 февраля 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 17 апреля 2006 года.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального права (статьи 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Министерство финансов Российской Федерации указывает на недоказанность состава гражданского правонарушения.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Присутствующий в
судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.

Представители ЖСК N 37 возразили против доводов жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 6412 рублей 38 копеек за 4 квартал 2004 года, возникших в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Основанием иска указано на неисполнение надлежащим образом обязанности по возмещению расходов, связанных с исполнением Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В обоснование своих требований истец представил: акт сверки сумм, подлежащих возмещению, отчет на возмещение расходов, расшифровки к отчету о начислении льготы, счета-фактуры, договор N 221-66-300/4 от 25.05.2004 о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг.

Установив обстоятельства предоставления истцом льгот инвалидам по оплате за жилье и коммунальные услуги, распределения бюджетных средств, в том числе субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, арбитражный суд пришел к выводу о неисполнении государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

При принятии решения об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что возмещение расходов на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг и жилья во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ за 4 квартал 2004 года в размере
6412 рублей 38 копеек подлежит взысканию с Российской Федерации как с источника финансирования.

Суд апелляционной инстанции признал правомерными выводы суда первой инстанции по аналогичным основаниям.

По мнению суда кассационной инстанции, выводы Арбитражного суда Иркутской области о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 6412 рублей 38 копеек обоснованны.

Указанная выше сумма составляет расходы ЖСК N 37 по предоставлению инвалидам льгот по оплате за коммунальные услуги.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ЖСК N 37.

В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих возмещению.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот инвалидам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.

Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, арбитражный суд правомерно руководствовался статьями 8, 15, 124, 125, 126, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 15.3 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год“, статьями 4, 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, постановлением Правительства
Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 “О Порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“.

В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот инвалидам и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 22 февраля 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 17 апреля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-46651/05-53 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22 февраля 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 17 апреля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-46651/05-53 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Судьи:

В.И.КУЛАКОВ

А.В.ОРЛОВ