Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2006 N А69-668/06-11-Ф02-4089/06-С1, А69-668/06-11-Ф02-4320/06-С1 по делу N А69-668/06-11 Суд правомерно удовлетворил требования о признании недействующим акта муниципального органа о регулярных перевозках пассажиров маршрутными такси, поскольку организация конкурса на право оказания услуг по регулярной перевозке пассажиров и багажа не соответствует положениям гражданского законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 августа 2006 г. Дело N А69-668/06-11-Ф02-4089/06-С1 А69-668/06-11-Ф02-4320/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Шелеминой М.М., Смоляк Л.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Кызылского городского Хурала представителей и мэра г. Кызыла на решение от 15 июня 2006 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-668/06-11 (суд первой инстанции: Ажи В.А., Чамзы-Ооржак А.Х., Павлов А.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Килин Андрей Петрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Кызылскому городскому Хуралу
представителей и администрации г. Кызыла о признании недействующими подпункта 3.2 Положения “О регулярных перевозках пассажиров и багажа “маршрутными такси“ по городским маршрутам г. Кызыла“, утвержденного решением N 111 от 27.12.2005 Кызылского городского Хурала представителей г. Кызыла “Об организации регулярных перевозок пассажиров “маршрутными такси“ по городским маршрутам г. Кызыла“, Положения “О критериях определения победителей в конкурсном отборе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров “маршрутными такси“ по городским маршрутам г. Кызыла“, утвержденного решением N 111 от 27.12.2005 Кызылского городского Хурала представителей г. Кызыла, формы договора на право осуществления регулярных перевозок и багажа “маршрутными такси“ по городским маршрутам г. Кызыла, утвержденной решением N 111 от 27.12.2005, и постановления мэра г. Кызыла от 07.02.2006 N 244 “О проведении открытого конкурса на размещение заказов на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа “маршрутными такси“ по городским маршрутам г. Кызыла“.

Решением суда первой инстанции от 15 июня 2006 года заявленные требования удовлетворены. Оспоренные в части и полностью нормативные правовые акты признаны недействующими как не соответствующие Гражданскому кодексу Российской Федерации, статье 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, статьям 8 - 10 Закона Республики Тыва “О пассажирском транспорте в Республике Тыва“.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационных жалобах Кызылского городского Хурала представителей и мэрии г. Кызыла ставится вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения законов, на соответствие которым проверены положения оспариваемых актов.

Кызылский городской Хурал представителей также считает, что суд неправильно применил статью 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 2, 5 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“,
статью 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Килин А.П. просит оставить судебный акт без изменения.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 67391, 67404 от 19.07.2006, N 77054, 77057, 77059 от 01.08.2006), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.

В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 12 часов 21.08.2006.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права и исходя из доводов кассационных жалоб и отзыва относительно жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, предметом оспаривания явились следующие нормативные правовые акты:

1. Пункт 3.2, абзац 4 подпункта 5.1 Положения “О регулярных перевозках пассажиров и багажа “маршрутными такси“ по городским маршрутам г. Кызыла“. Положение утверждено решением N 111 от 27.12.2005 Кызылского городского Хурала представителей. Положение и приложения к нему N 2, 3 опубликованы в газете “Вести Кызыла“, специальный выпуск с 22 декабря 2005 года по 6 января 2006 года (л.д. 34 - 39).

В соответствии с пунктом 3.2 конкурсы на право оказания услуг по регулярной перевозке пассажиров и багажа “маршрутными такси“ по городским маршрутам проводятся на основании решения городского Хурала представителей N 47 от 21.06.2002 “О порядке размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг на сумму свыше 100000 рублей для муниципальных нужд города Кызыла“.

Абзац 4 подпункта 5.1
Положения принят следующего содержания: “Оплата за пользование городскими маршрутами перевозчиками, согласно заключенному договору с Заказчиком перевозок, аккумулируется на специальном счете Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Кызыла и расходуется на установку технических средств регулирования дорожного движения и ремонт дорожного полотна в черте города“.

Признавая приведенные положения недействующими, суд исходил из того, что организация конкурса на право оказания услуг по регулярной перевозке пассажиров и багажа не соответствует статьям 447, 448, 1057 - 1061 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как посчитал суд, вопреки требованиям гражданского законодательства по результатам конкурса, объявленного и регулируемого оспариваемым нормативным правовым актом (абзац 4 подпункта 5.1 Положения), победители не получают вознаграждения, но сами обязаны ежемесячно платить “арендную плату“ за право осуществления пассажирских перевозок по городским маршрутам.

2. Признавая недействующим полностью Положение о критериях определения победителя в конкурсном отборе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа “маршрутными такси“ по городским маршрутам г. Кызыла (приложение N 2), суд первой инстанции указал, что названные в Положении критерии необоснованно ограничивают возможность лиц, участвующих в конкурсе, на предоставление каждому из них равных условий и возможностей для осуществления перевозочной деятельности.

Названное, по мнению суда, свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления требований пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР о конкуренции в связи с принятием акта, имеющего или могущего иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

3. Признавая недействующей в целом форму договора на право осуществления регулярных перевозок маршрутными такси, суд исходил из того, что названная форма утверждена решением N 111 от 27.12.2005 Кызылского городского Хурала представителей. Форма договора является приложением N 3
к указанному решению и не соответствует законодательству.

4. Признавая недействующим постановление мэра г. Кызыла от 07.02.2006 N 244 “О проведении открытого конкурса на размещение заказов на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа “маршрутными такси“ по городским маршрутам г. Кызыла“, суд руководствовался тем, что названное постановление принято во исполнение и на основании признанных недействующими по настоящему делу актов, в связи с чем также не может являться законным.

Выводы суда по делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены в отношении оспоренных нормативных правовых актов с правильным применением норм материального права.

Названное усматривается из следующего.

Решением Кызылского городского Хурала представителей от 27.12.2005 N 111 утверждены Положение “О регулярных перевозках пассажиров и багажа “маршрутными такси“ по городским маршрутам г. Кызыла“, Положение “О критериях определения победителей в конкурсном отборе на право оказания услуг по регулированию перевозок пассажиров “маршрутными такси“ по городским маршрутам г. Кызыла“ и форма договора на право осуществления этих перевозок.

Из содержания названных нормативных правовых актов следует, что конкурсный отбор перевозчиков на право оказания услуг по регулярной перевозке маршрутными такси введен на основании решения городского Хурала представителей от 21.06.2002 N 47.

Указанное решение N 47 (л.д. 73) регулирует правоотношения по поводу размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг на сумму свыше 100000 рублей для муниципальных нужд города Кызыла.

Оценив пункт 3.2 в совокупности с пунктом 5.1 Положения о регулярных перевозках и возникшие в связи с этим правоотношения, суд правильно посчитал, что осуществление пассажирских перевозок маршрутными такси по городским маршрутам г. Кызыла не является исполнением муниципального заказа города Кызыла.

Из пункта
5.1 Положения следует, что перевозчики сами производят оплату за пользование ими городскими маршрутами.

Между тем исполнение муниципального заказа предполагает иное.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ от 21.07.2005 N 94-ФЗ (в редакции от 31.12.2005) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения.

Акты, оспоренные по настоящему делу, разрешают проведение конкурсов, устанавливают порядок их проведения, критерии определения победителей конкурса и форму договора на право осуществления регулярных перевозок маршрутными такси по городским маршрутам города Кызыла в условиях отсутствия муниципального заказа на осуществление этой деятельности.

Поскольку законодательство обязывает проводить конкурсы при выполнении муниципального заказа, законодательство о размещении заказов основывается, в том числе, и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, то в условиях отсутствия муниципального заказа вывод суда о несоответствии оспариваемых актов Гражданскому кодексу Российской Федерации является правильным.

Иные основания к проведению торгов в форме конкурса не были доказаны органом местного самоуправления в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд также правильно посчитал, что оспоренные акты не соответствуют статье 7 Закона РСФСР о конкуренции в связи со следующим.

Статья 7 приведенного Закона запрещает органам местного самоуправления принимать акты, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

В силу пункта 3 статьи 27 Закона о конкуренции антимонопольный орган может принять решение и предписание, направленные на предупреждение создания дискриминационных условий, и при
наличии возможности они должны быть ориентированы на конкурсные принципы.

Следовательно, разрешая проведение конкурсов на осуществление пассажирских перевозок маршрутными такси по городским маршрутам, орган местного самоуправления должен был обосновать законность введения конкурсного отбора перевозчиков и его направленность на предотвращение создания дискриминационных условий деятельности в этой сфере.

Однако, поскольку Хурал представителей, принимая оспоренные акты, исходил из ошибочного вывода о наличии обеспечиваемых за счет средств местного бюджета муниципальных нужд, оснований считать законным введение конкурсного отбора перевозчиков не имеется.

Не может быть отменено решение суда и в части, касающейся ненормативного правового акта - постановления мэра г. Кызыла от 07.02.2006 N 244, в соответствии с которым был объявлен открытый конкурс в I квартале 2006 года. Мэр г. Кызыла указывает в кассационной жалобе на то, что в отношении этого требования суд должен был применить правила главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку выводы суда о несоответствии постановления N 244 Гражданскому кодексу Российской Федерации, статье 7 Закона о конкуренции являются правильными, то рассмотрение дела в этой части по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привело к принятию неправильного судебного акта.

В кассационной жалобе Кызылский городской Хурал представителей ссылается на то, что резолютивная часть решения, касающаяся Положения о критериях определения победителей конкурса, читается неоднозначно (непонятно, признано Положение недействующим полностью или в части). Между тем из резолютивной части следует, что Положение “О критериях определения победителей в конкурсном отборе на право оказания услуг по регулированию перевозок пассажиров “маршрутными такси“ по городским маршрутам г. Кызыла“ признано недействующим полностью.

С учетом изложенного кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15 июня 2006 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-668/06-11 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

М.М.ШЕЛЕМИНА

Л.И.СМОЛЯК