Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.07.2006 N А33-4316/06-Ф02-3859/06-С2 по делу N А33-4316/06 Решение суда о частичном взыскании платы за пользование вагонами оставлено без изменения, так как плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам, может быть взыскана в пользу истца при условии принадлежности ему на праве собственности или ином праве вагонов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 26 июля 2006 г. Дело N А33-4316/06-Ф02-3859/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - Бурой В.В. (доверенность от 16.02.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ на решение от 11 мая 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4316/06 (суд первой инстанции: Ярош Г.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (ОАО) “Российские железные дороги“ в лице филиала “Красноярская железная дорога“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края
с иском к открытому акционерному обществу (ОАО) “Ачинский глиноземный комбинат“ о взыскании платы за пользование вагонами в размере 29679 рублей 24 копеек.

Решением от 11 мая 2006 года (с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 12 мая 2006 года) иск удовлетворен в сумме 6051 рубля 16 копеек. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с выводами Арбитражного суда Красноярского края, ОАО “РЖД“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 11 мая 2006 года в части отказа в удовлетворении иска в сумме 23628 рублей 8 копеек изменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

По мнению заявителя кассационной жалобы, Арбитражным судом Красноярского края нарушены нормы материального права (статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).

ОАО “РЖД“ полагает, что внесение платы за время ожидания подачи или приема вагонов на путях общего пользования не связано с правом собственности на данные вагоны. За вагоны, не принадлежащие ОАО “РЖД“, плата за пользование вагонами начисляется в размере, определяемом Тарифным руководством N 2.

ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ отзыв на кассационную жалобу не представило.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании платы за пользование вагонами в размере 29679 рублей 24 копеек за время ожидания их приема.

В качестве основания иска указаны следующие обстоятельства.

23.03.2002 между федеральным государственным унитарным предприятием “Красноярская железная дорога“ и ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ заключен договор
N 2/226 о порядке взыскания платы за пользование вагонами.

Предметом указанного договора стороны определили подачу дорогой вагонов на выставочные пути и уборку вагонов с выставочных путей, расположенных на станции Предзаводская и станции Заводская, оплату ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ за пользование вагонами и подачу-уборку вагонов.

30.04.2005 ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ поданы 54 вагона N 59358713 - 95822052. О подаче вагонов уведомлен представитель ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ Зинченко по доверенности.

Вагоны не были приняты ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“, о чем составлен акт общей формы N 399 от 01.05.2005. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Ачинск-2 в ожидании их приема ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“. Простой вагонов на станции Ачинск-2 составил 5 часов 21 минуту.

30.04.2005 ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ поданы 27 вагонов N 90201807 - 90269531. О подаче вагонов уведомлен представитель ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ Зинченко по доверенности. Вагоны не были приняты ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“, о чем составлен акт общей формы N 400 от 01.05.2005. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Ачинск-2 в ожидании их приема ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“. Простой вагонов на станции Ачинск-2 составил 23 часа 1 минуту.

01.05.2005 ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ поданы 54 вагона N 59358739 - 59542167. О подаче вагонов уведомлен представитель ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ по доверенности. Вагоны не были приняты ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“, о чем составлен акт общей формы N 401 от 01.05.2005. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Ачинск-2 в ожидании их приема ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“. Простой вагонов на станции Ачинск-2 составил 12 часов 53 минуты.

01.05.2005 ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ поданы
45 вагонов N 56811409 - 68266626. О подаче вагонов уведомлен представитель ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ по доверенности. Вагоны не были приняты ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“, о чем составлен акт общей формы N 244 от 02.05.2005. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Ачинск-2 в ожидании их приема ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“. Простой вагонов на станции Ачинск-2 составил 2 часа 20 минут.

02.05.2005 ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ поданы 20 вагонов N 62555255 - 68219203. О подаче вагонов уведомлен представитель ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ по доверенности. Вагоны не были приняты ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“, о чем составлен акт общей формы N 245 от 02.05.2005. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Ачинск-2 в ожидании их приема ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“. Простой вагонов на станции Ачинск-2 составил 6 часов 49 минут.

02.05.2005 ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ поданы 20 вагонов N 56629801 - 56629850. О подаче вагонов уведомлен представитель ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ по доверенности. Вагоны не были приняты ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“, о чем составлен акт общей формы N 246 от 02.05.2005. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Ачинск-2 в ожидании их приема ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“. Простой вагонов на станции Ачинск-2 составил 2 часа 12 минут.

02.05.2005 ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ поданы 45 вагонов N 56515018 - 62163670. О подаче вагонов уведомлен представитель ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ по доверенности. Вагоны не были приняты ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“, о чем составлен акт общей формы N 247 от 02.05.2005. Вагоны простаивали на путях общего пользования - станции Ачинск-2 в ожидании их приема ОАО
“Ачинский глиноземный комбинат“. Простой вагонов на станции Ачинск-2 составил 7 часов 36 минут.

За время ожидания приема вагонов ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ начислена плата за пользование вагонами с учетом налога на добавленную стоимость в сумме 29679 рублей 24 копеек.

Расчет платы за пользование вагонами произведен в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12, с учетом налога на добавленную стоимость.

Плата за пользование вагонами ответчиком не внесена, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В обоснование своих требований истец представил: расчет суммы иска, договор N 2/226 от 23.03.2002 о порядке взыскания платы за пользование вагонами между ФГУП “Красноярская железная дорога“ и ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“, протокол разногласий, протокол согласования разногласий, дополнительные соглашения к указанному договору, акты общей формы, дорожные ведомости, ведомости подачи и уборки вагонов, выписку из книги уведомлений о времени подачи под погрузку или выгрузку.

Возражая против заявленных требований, ответчик указал на неуведомление перевозчиком ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ о прибывших грузах, о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку в соответствии со статьей 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, на недоказанность сроков простоя вагонов, вины ответчика в задержке вагонов на железнодорожном пути общего пользования, на отсутствие у истца права взыскивать плату за пользование вагонами, которые не являются собственностью ОАО “Российские железные дороги“.

Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришел к выводу об обоснованности исковых требований о взыскании с ответчика на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации платы за пользование
вагонами, принадлежащими ОАО “РЖД“, в сумме 6051 рубля 16 копеек (с НДС).

Отказывая в иске в остальной части, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для взыскания платы за пользование вагонами, принадлежащими ОАО “Ачинский глиноземный комбинат“ на праве собственности или аренды.

Предметом кассационного обжалования являются выводы Арбитражного суда Красноярского края в части отказа в удовлетворении иска.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами арбитражного суда, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.

Согласно рекомендациям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 34 постановления N 30 от 06.10.2005, при разрешении споров следует иметь в виду, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО “Российские железные дороги“, устанавливается Федеральной службой по тарифам, размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.

В силу статьи 34 Устава железнодорожного транспорта России перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12
часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.

В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.

Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

ОАО “РЖД“ заявлено требование о взыскании с ответчика 29679 рублей 24 копеек - суммы платы за пользование вагонами, рассчитанной в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением ФЭК от 19.06.2002 N 35/12.

Как следует из материалов дела, вагоны, в отношении которых были составлены акты общей формы N 399 от 01.05.2005, N 244 от 02.05.2005, N 245 от 02.05.2005, принадлежат администрации железной дороги, остальные вагоны являются собственностью ответчика или принадлежат ему на праве аренды.

Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам, может быть взыскана в пользу истца - ОАО “РЖД“ при условии принадлежности ему на праве собственности или ином праве вагонов.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал подлежащими удовлетворению исковые требования в сумме 6051 рубля 16 копеек, правомерно отказал ОАО “РЖД“ в удовлетворении исковых требований в остальной части.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 11 мая 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N
А33-4316/06 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11 мая 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4316/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

В.И.КУЛАКОВ

Л.М.СОКОЛОВА