Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А78-1372/06-С2-27/75-Ф02-3571/06-С1 по делу N А78-1372/06-С2-27/75 Решение суда о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе произвести возврат страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии, и об обязании возвратить указанную сумму оставлено без изменения, так как у предпринимателя на момент рассмотрения дела имелась переплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 июля 2006 г. Дело N А78-1372/06-С2-27/75-Ф02-3571/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Новогородского И.Б.,

судей: Косачевой О.И., Скубаева А.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по городу Чите на решение от 17 апреля 2006 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-1372/06-С2-27/75 (суд первой инстанции: Горкин Д.С.),



УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по городу Чите (далее - налоговая инспекция), выразившихся в отказе произвести возврат страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии в размере 13018 рублей, и об обязании ее возвратить указанную сумму.

Решением суда первой инстанции от 17 апреля 2006 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт как принятый с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, принимая решение, не учел, что страховые взносы в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, не относятся к числу налогов, являясь индивидуально возмездными платежами, поэтому налоговые органы не вправе осуществлять возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция ссылается на отсутствие в действующем законодательстве норм, прямо возлагающих на налоговые органы обязанность по осуществлению зачетов (возвратов) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов. Такими полномочиями, полагает заявитель, наделен Пенсионный фонд Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 99109 от 01.07.2006, N 99110 от 03.07.2006), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.



Проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оснований для ее удовлетворения не усматривает.

Как усматривается из материалов дела, предприниматель платежным поручением N 12 от 31.01.2005 ошибочно уплатила единый налог на вмененный доход за 4 квартал 2004 года в сумме 13018 рублей на код бюджетной классификации 18210202020061000160, что согласно Приказу Минфина РФ от 10.12.2004 N 114н соответствует страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии.

Согласно акту сверки расчетов от 04.04.2006 переплата по страховым взносам составила 14218 рублей.

Предприниматель 07.02.2005 обратилась в налоговый орган с требованием о возврате 13018 рублей - ошибочно перечисленного единого налога на вмененный доход в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, учитываемых по коду бюджетной классификации 18210202020061000160.

Налоговая инспекция письмом N 13-41/6853 от 07.02.2006 отказала в возврате страховых взносов в связи с тем, что у налогового органа отсутствует такая обязанность.

Полагая, что ее права нарушены, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налоговой инспекции и об обязании налогового органа возвратить указанную сумму.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность осуществлять возврат или зачет страхователям уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

Выводы суда соответствуют закону и установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.

Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

С учетом изложенного довод инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно отклонен судом.

В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Учитывая наличие у предпринимателя переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме 14218 рублей, суд первой инстанции обоснованно возложил на налоговый орган обязанность по возврату страховых взносов в сумме 13018 рублей.

Кассационная инстанция считает, что суд полно и всесторонне выяснил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, следовательно, оснований для отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 17 апреля 2006 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-1372/06-С2-27/75 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

Судьи:

О.И.КОСАЧЕВА

А.И.СКУБАЕВ