Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.07.2006 N А33-19664/05-Ф02-2961/06-С1 по делу N А33-19664/05 Суд правомерно отказал в удовлетворении требований о возврате необоснованно взысканной суммы страховых взносов и пеней, поскольку заключенные заявителем договоры являются трудовыми.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 июля 2006 г. Дело N А33-19664/05-Ф02-2961/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Белоножко Т.В.,

судей: Евдокимов А.И., Мироновой И.П.,

представители сторон участия в заседании суда не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ на решение от 31 октября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 17 марта 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-19664/05 (суд первой инстанции: Хох Н.Н., суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Демидова Н.М., Блинова Л.Д.)

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Федеральная сетевая компания Единой
энергетической системы“ (далее - ОАО “ФСК ЕЭС“, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязать государственное учреждение “Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования“ (далее - ГУ “Красноярское региональное отделение ФСС“, учреждение) возвратить необоснованно взысканную сумму страховых взносов и пеней в размере 2519 рублей 83 копеек.

Решением от 31 октября 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 17 марта 2006 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении требований ОАО “ФСК ЕЭС“.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд пришел к необоснованному выводу о соответствии спорных договоров признакам трудовых договоров. Унифицированные формы первичной учетной документации предусмотрены законодательством как для гражданско-правовых, так и для трудовых договоров, и факт составления акта приемки работ по форме Т-73, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, не свидетельствует о наличии между обществом и физическими лицами трудовых правоотношений.

Кроме того, ГУ “Красноярское региональное отделение ФСС“ не обладает полномочиями по определению природы договора и, тем самым, привлечению страхователя к ответственности.

В представленном отзыве на кассационную жалобу ГУ “Красноярское региональное отделение ФСС“ доводы общества опровергло, считает судебные акты законными и обоснованными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N
69277, 69279 от 14.06.2006), однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу без их участия.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ зарегистрировано в качестве юридического лица учреждением юстиции - Ленинградской областной регистрационной палатой 25 июня 2002 года за N 00/03124, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии ЛО-002 N 21081 и свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от 24.09.2004 N 001002163 серии 47.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, ГУ “Красноярское региональное отделение ФСС“ проведена документальная выездная проверка филиала ОАО “ФСК ЕЭС“ - Красноярского предприятия магистральных электрических сетей - по вопросам правильности начисления и полноты уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и осуществления страховщиком страховых выплат за период с 25.06.2002 по 31.12.2004.

В ходе проверки установлен факт неначисления обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаты по договорам, фактически являющимся трудовыми, в результате чего страховщиком не уплачены страховые
взносы на сумму 1634 рубля 68 копеек.

По результатам проверки составлен акт N 68н/с от 19.05.2005 и с учетом возражений общества вынесено решение N 27н/с от 16.06.2005, которым на основании статей 19, 22.1 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ N 125-ФЗ от 24.07.1998 ОАО “ФСК ЕЭС“ привлечено к ответственности за занижение налоговой базы в виде штрафа в сумме 326 рублей 94 копеек. Кроме того, обществу доначислены страховые взносы в сумме 1634 рублей 68 копеек, начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 885 рублей 15 копеек.

Требованием от 16.06.2005 об уплате недоимки и пеней по страховым взносам и другим платежам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обществу предложено в срок до 06.07.2005 погасить недоимку по страховым взносам и начисленным за несвоевременную уплату страховых взносов пеням.

Неисполнение обществом требования в добровольном порядке послужило основанием для принятия ГУ “Красноярское региональное отделение ФСС“ решения N 6 н/с от 08.07.2005 о взыскании 1634 рублей 68 копеек страховых взносов и 885 рублей 15 копеек пеней за счет денежных средств на расчетном счете общества N 40702810400221000279 в филиале ОАО “Альфа-банк“ г. Красноярска.

Операция по списанию денежных средств со счета ОАО “ФСК ЕЭС“ произведена на основании инкассового поручения N 200 от 10.08.2005 на сумму 2519 рублей 83 копейки.

Не согласившись с действиями налоговой инспекции, ОАО “ФСК ЕЭС“ обратилось в суд с заявлением об обязании учреждения возвратить необоснованно взысканные суммы страховых взносов и пеней в размере 2519 рублей 83 копеек.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований общества, суды
первой и апелляционной инстанций исходили из того, что условия и порядок исполнения заключенных обществом с физическими лицами договоров свидетельствуют об их правовой природе как трудовых договоров. Невключение обществом сумм выплат по указанным договорам в налоговую базу по страховым взносам нарушает права физических лиц на получение выплат в случае наступления страхового случая при выполнении трудовой функции.

Согласно статье 11 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде страхования - в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ от 24.07.1998 N 125-ФЗ и Федеральным законом “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год“ от 12.02.2001 N 17-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ от 24.07.1998 N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона “Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ в лице филиала - Красноярского предприятия магистральных электрических сетей в течение 2003 - 2004 годов заключало договоры с физическими лицами N 02/03 от 04.01.2003, N 04/03 от 04.01.2003, N 43/03 от 01.04.2003, N 44/03 от 01.04.2003, N 30/04 от 24.02.2004, N 31/04 от 24.02.2004, N 55/04 от 01.04.2004, N 110/04 от 07.10.2004, предметом которых являлся предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей (Загвозкина Н.Н., Ивлева С.С.), уборка мусора и содержание в чистоте места складирования отходов (Никоненко А.П.), уборка стояночного бокса N 22 (Аверченко С.Г.), уборка центрального склада и подсобных помещений (Терехова Л.Г.), работа дворника (Алина Л.А.). Обществом указанные договоры признаны договорами возмездного оказания услуг, на основании чего страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с суммы выплат по указанным договорам в Федеральный фонд социального страхования не уплачивались.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает правильным вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что указанные договоры фактически являются трудовыми и суммы страховых взносов и пеней взысканы с общества обоснованно.

Исходя из статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации буквальное значение условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Само по себе наименование договора не может служить достаточным основанием
для причисления его к трудовому или гражданско-правовому договору, здесь основное значение имеет смысл договора, его содержание.

Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со статьями 57 - 62 Кодекса.

Статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовым договором понимает соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Договор возмездного оказания услуг действительно проявляет сходство с трудовым договором, поскольку связан с выполнением определенных действий, которые согласно статье 780 Гражданского кодекса Российской Федерации исполняются лично исполнителем и, как правило, не сопровождаются созданием овеществленного результата.

Однако существуют признаки, позволяющие разграничить трудовой договор от гражданско-правовых договоров.

Выполнение работы по трудовому договору предполагает включение работника в производственную деятельность общества. Кроме того, трудовой договор предусматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность. Согласно трудовому договору работник осуществляет выполнение работ определенного рода, а не разового задания заказчика. При исполнении трудовой функции по трудовому договору работнику предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены существенные условия трудового договора:

- место работы (с указанием структурного подразделения);

- дата начала работы;

-
наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

- права и обязанности работника;

- права и обязанности работодателя;

- характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

- режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);

- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

- виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

Имеющиеся в материалах дела договоры, заключенные ОАО “ФСК ЕЭС“ с физическими лицами, имеют признаки срочного трудового договора, предусмотренные статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации, так как по ним работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, а общество обязуется с определенной периодичностью выплачивать работнику вознаграждение. Из предмета договоров видно, что по договору выполнялась не какая-либо конкретная разовая работа, а исполнялись определенные функции, входящие в обязанности физического лица - исполнителя, при этом был важен сам процесс труда, а не оказанная услуга.

Оплата труда по договорам была гарантирована (в том числе в случае невозможности исполнения работы, возникшей по вине заказчика) и производилась из средств фонда оплаты труда, что подтверждается сметой расходов на финансирование производственно-хозяйственной деятельности, в соответствие с которой расходы
на выплату вознаграждений по договорам включены в статью “заработная плата“. Выплата вознаграждения осуществлялась по расходным кассовым ордерам, согласно которым основанием выплат являлась “выплата заработной платы“. Кроме того, сумма ежемесячных выплат по расходным кассовым ордерам не соответствовала сумме оплаты услуги по договорам - превышала ее.

Тот факт, что договорами не предусмотрено зачисление работника в штат предприятия, и отсутствие записей в трудовых книжках работников не может служить безусловным основанием для признания спорных договоров гражданско-правовыми, а свидетельствует о нарушениях работодателем норм действующего законодательства о труде.

Следует также отметить, что выполненные работы (оказанные услуги) оформлялись предприятием актами о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы, по форме, утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерации от 06.04.2001 N 26 “Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты“, что косвенно свидетельствует о понимании обществом спорных договоров как трудовых.

Таким образом, работы по спорным договорам носили не гражданско-правовой характер, а трудовой, и выплаты по ним являлись скрытой формой оплаты труда. Следовательно, при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ОАО “ФСК ЕЭС“ неправомерно занижена сумма оплаты труда, чем ущемлены права физических лиц, которые лишаются возможности получения страхового возмещения при наступлении страхового случая при выполнении работ или оказании услуг работодателю.

Следовательно, ответчиком правомерно взысканы страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1634 рублей 68 копеек и пени в сумме 885 рублей 15 копеек. Обоснованность расчета указанных сумм страховых взносов и пеней (с указанием дат планового и фактического
перечисления страховых взносов, сумм взносов, начисленных страхователем, количества дней просрочки уплаты страховых взносов, размера пеней по каждому случаю просрочки платежей) подтверждена имеющимися в материалах дела приложениями к акту проверки и обществом не оспорена.

Довод заявителя о том, что ответчик не правомочен определять природу заключенных страхователем договоров, подлежит отклонению по следующим основаниям.

Осуществляя проверки страхователей по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отделение Фонда и его филиалы руководствуются Федеральным законом “Об основах обязательного социального страхования“, Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, Методическими указаниями “О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам“, утвержденными постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.10.2001 N 102.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является обязательность уплаты страхователями страховых взносов.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона страховщики обязаны обеспечивать сбор страховых взносов (подпункт 2); обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное страхование (подпункт 4).

В силу пункта 1 статьи 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ страховщики вправе проверять документы по учету и перечислению страховых взносов (подпункт 2); взыскивать со страхователей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 4).

Как указано в подпункте 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.

В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Согласно пункту 22 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, и пункту 4 Правил страховые взносы не начисляются на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов.

Как следует из приведенных нормативных положений, страховщик, обладая контрольными полномочиями, не только вправе, но и обязан проверять содержание заключенных страхователем гражданско-правовых договоров на наличие элементов трудового контракта. В противном случае фонд будет лишен возможности препятствовать уклонению от уплаты страхователями страховых взносов путем заключения трудовых соглашений под видом гражданско-правовых договоров.

Кроме того, несостоятелен довод заявителя о неправомочности действий Фонда социального страхования Российской Федерации по бесспорному взысканию страховых взносов и пеней по результатам выездной проверки.

Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ N 125-ФЗ от 24.07.1998 предусматривает порядок взыскания недоимки по взносам и пеней. Согласно пункту 6 статьи 22.1 указанного Закона взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя.

Инкассовое поручение (распоряжение) страховщика о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации) должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и сумму, подлежащую перечислению.

Содержащееся в материалах дела инкассовое поручение N 200 от 10.08.2005 на сумму 2519 рублей 83 копейки соответствует установленным требованиям и правомерно принято филиалом ОАО “Альфа-банк“ к исполнению.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании открытым акционерным обществом “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ норм права и фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, а поскольку Арбитражный суд Красноярского края на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем имеющимся доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены вынесенного по делу судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31 октября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 17 марта 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-19664/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.БЕЛОНОЖКО

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

И.П.МИРОНОВА