Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.06.2006 N А19-15216/05-54-Ф02-2867/06-С2 по делу N А19-15216/05-54 Суд правомерно взыскал убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот инвалидам по оплате коммунальных услуг, поскольку возмещение расходов на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг инвалидам подлежит взысканию с Российской Федерации как с источника финансирования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 июня 2006 г. Дело N А19-15216/05-54-Ф02-2867/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Воробьевой Н.М., Орлова А.В.,

при участии в судебном заседании представителей:

Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области - Талаева Д.В. (доверенность N 13-19/6 от 31.01.2006),



открытого акционерного общества “Иркутскэнерго“ - Боргилова Р.А. (доверенность N 4816 от 21.12.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 31 января 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 10 апреля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-15216/05-54 (суд первой инстанции: Кулик Е.Н.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Андриянова Н.П.),

на основании части 2 статьи 176 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 19 июня 2006 года, постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2006 года,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (ОАО) “Иркутскэнерго“ фирма “Энергосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Ангарскому муниципальному образованию в лице финансового управления администрации Ангарского муниципального образования о взыскании убытков, возникших в связи с невозмещением расходов по предоставлению в 2003 году льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в размере 249028 рублей.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Комитет социальной защиты населения г. Ангарска, Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

Определением от 11 июля 2005 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области.

Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытки, возникшие в связи с невозмещением расходов по предоставлению в 2003 году льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в размере 249028 рублей.

Решением от 31 января 2006 года с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации взысканы убытки в размере 249028 рублей. В иске к Иркутской области и Ангарскому муниципальному образованию отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 10 апреля 2006 года решение от 31 января 2006 года оставлено без изменения.



Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 31 января 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 10 апреля 2006 года и отказать в удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального и нормы процессуального права (статьи 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 “О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг“, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года N 173-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ОАО “Центральная телекоммуникационная компания“ на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 30 Федерального закона “О связи“, подпунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ и пункта 2 статьи 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации“).

Российская Федерация указывает на отсутствие оснований для взыскания денежных средств исключительно за счет средств федерального бюджета, на недоказанность наличия состава гражданского правонарушения.

Выводы арбитражного суда основаны на списках инвалидов, которые не были проверены Главным управлением социальной защиты населения Иркутской области по ходатайству Министерства финансов Российской Федерации.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, возникших в связи с невозмещением расходов по предоставлению в 2003 году льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в размере 249028 рублей.

Основанием иска указано на неисполнение обязанности по возмещению понесенных истцом затрат.

В обоснование своих требований истец представил: списки инвалидов, счета-фактуры, отчеты о предоставлении льгот, расчет задолженности.

Возражая против заявленных требований, Главное финансовое управление Иркутской области указало на исполнение обязательств по перечислению средств, предусмотренных в областном бюджете на 2003 год в полном объеме.

В отзыве на иск Ангарское муниципальное образование в лице Управления по экономике и финансам администрации АМО указало на возмещение администрацией в 2003 году расходов предприятиям, с которыми были заключены соответствующие договоры о порядке возмещения расходов в полном объеме.

Суд первой инстанции, установив обстоятельства предоставления истцом в 2003 году гражданам льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 249028 рублей, исполнения Иркутской областью и Ангарским муниципальным образованием обязанности по перечислению субвенций в полном объеме, невозмещения истцу расходов в размере 249028 рублей, пришел к выводу о неисполнении Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот.

При принятии решения об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что возмещение расходов на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ за 2003 год в размере 249028 рублей подлежит взысканию с Российской Федерации как с источника финансирования. В иске к Иркутской области и Ангарскому муниципальному образованию отказано.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 249028 рублей - расходы по предоставлению инвалидам льгот по оплате коммунальных услуг.

По мнению суда кассационной инстанции, выводы Арбитражного суда Иркутской области о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 249028 рублей обоснованы.

Указанная выше сумма составляет расходы ОАО “Иркутскэнерго“ по предоставлению инвалидам льгот по оплате коммунальных услуг. Вместе с тем выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОАО “Иркутскэнерго“. В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот инвалидам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.

Удовлетворяя исковые требования за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области правомерно руководствовался статьями 16, 781, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, статьями 15.3, 15.6 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсации на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“.

В результате анализа указанных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления льгот инвалидам и последующей компенсации расходов коммерческим организациям, осуществляющим предоставление льгот, исследования представленных доказательств Арбитражный суд Иркутской области пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств бюджета Российской Федерации.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер задолженности.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 31 января 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 10 апреля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-15216/05-54 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31 января 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 10 апреля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-15216/05-54 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

А.В.ОРЛОВ