Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.05.2006 N А33-540/06-Ф02-1889/06-С1 по делу N А33-540/06 Суд отказал в признании незаконным постановления налогового органа о взыскании штрафа за реализацию алкогольной продукции без надлежащим образом оформленных справок к товарно-транспортным накладным и грузовым таможенным декларациям, поскольку факт отсутствия в момент проведения проверки налоговым органом в справках и грузовой таможенной декларации данных о фамилии, имени, отчестве, должности, подписи и печати получателя установлен судом и доказан материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 мая 2006 г. Дело N А33-540/06-Ф02-1889/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Шелеминой М.М., Смоляк Л.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Красноярска на решение от 10 февраля 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-540/06 (суд первой инстанции: Иванова Е.А.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Минерал“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному
району г. Красноярска (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 08.12.2005 N 87 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Решением суда от 10 февраля 2006 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в судебном акте имеется несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В отзыве на кассационную жалобу общество не согласно с доводами жалобы, полагает, что решение суда является законным и обоснованным.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 17230 от 10.04.2006, N 17231 от 08.04.2006), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.

В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 10 часов 03.05.2006.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 01.12.2005 налоговой инспекцией была проведена проверка соблюдения правил торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией в кофейне “Перекресток“, принадлежащей обществу и расположенной по адресу: город
Красноярск, ул. К.Маркса, 62.

В ходе проверки установлен факт реализации алкогольной продукции - водки “Алтай“ емк. 0,7 л, бренди “Торрес 10“ емк. 0,7 л, виски “Джек Дениэлс“ емк. 0,75 л - без надлежащим образом оформленных справок к товарно-транспортным накладным и грузовым таможенным декларациям (в справках к товарно-транспортным накладным, грузовым таможенным декларациям отсутствуют данные о фамилии, имени, отчестве, должности, подписи и печати получателя - покупателя алкогольной продукции).

По результатам проверки составлены протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 01.12.2005 N 599, акт проверки N 559, протокол об административном правонарушении N 62 от 02.12.2005.

Руководителем налогового органа 08.12.2005 вынесено постановление N 87 о привлечении ООО “Минерал“ к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Общество, не согласившись с привлечением его к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из отсутствия оснований для привлечения общества к административной ответственности за реализацию алкогольной продукции отечественных производителей при отсутствии в справках ТТН названных данных, а также отсутствия у налоговой инспекции полномочий на проведение проверки наличия у общества справки к грузовой таможенной декларации и на привлечение к административной ответственности за правонарушение, выразившееся в осуществлении заявителем розничной продажи алкогольной продукции иностранного производства без надлежащим образом оформленных справок к грузовым таможенным декларациям.

Между тем выводы суда сделаны без учета следующего.

Согласно пункту 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987 (далее - Правила), продавец алкогольной продукции обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения
покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции, а также иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции. Указанная документация должна быть представлена покупателю по его требованию.

Аналогичные требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 435, утвердившим Порядок доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства.

В соответствии с пунктом 5 названного Порядка при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к грузовой таможенной декларации, составляемой по форме согласно Приложению (далее именуется справка). В том случае, если товар реализуется собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть, каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара.

Как следует из протокола от 02.12.2005, разрешительные документы имелись, но не были заполнены обязательные реквизиты в разделе “Б“ справки к ГТД.

В соответствии с пунктом 3 Перечня документов, подтверждающего легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1019 (далее - Перечень), при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара. В случае, если товар реализуется собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть, каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную
печатью собственника.

Подпунктом 2 Перечня предусмотрено, что справка к товарно-транспортной накладной по форме согласно Приложению заполняется при каждой последующей оптовой реализации последним собственником (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями.

Из решения Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N ГКПИ 03-96, оставленного без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2003 N КАС 03-215, следует, что имеющаяся неточность в Приложении к Перечню в разделе “Б“ справки к товарно-транспортной накладной в части, относящейся к организации-покупателю, с неверным указанием “должность отправителя“ носит характер технической описки. Из содержания справки к товарно-транспортной накладной (раздел “Б“) видно, что в части, относящейся к организации-покупателю, должны быть указаны фамилия, имя, отчество покупателя. Это вытекает и из содержания подпункта “в“ пункта 2 Перечня.

Факт отсутствия в момент проведения проверки налоговым органом в справках к товарно-транспортной накладной и грузовой таможенной декларации в разделах “Б“ данных о фамилии, имени, отчестве, должности, подписи и печати получателя (покупателя алкогольной продукции) установлен арбитражным судом и доказан материалами дела.

В соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иных (не предусмотренных частями 1, 2 настоящей статьи) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией продукции или без таковой; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной или спиртосодержащей продукции или без таковой.

При указанных обстоятельствах налоговый орган правомерно привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкций, установленных
в указанной статье, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления общества.

Неправильными являются и выводы суда об отсутствии у налоговой инспекции полномочий на проведение проверки наличия у общества справки к грузовой таможенной декларации, правильности и полноты ее заполнения и на привлечение к административной ответственности за правонарушение, выразившееся в осуществлении обществом розничной продажи алкогольной продукции иностранного производства без надлежащим образом оформленных справок к грузовой таможенной декларации, поскольку пунктами 1, 4 “Положения о Федеральной налоговой службе“, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, установлено, что Федеральная налоговая служба является органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей продукции. Федеральная налоговая служба Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Учитывая, что обстоятельства дела полно и всесторонне установлены судом, неправильно применившим нормы материального права, по делу подлежит принятие нового решения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10 февраля 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-540/06 отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью “Минерал“ о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Красноярска от 08.12.2005 N 87 отказать.

Постановление вступает в законную силу в день принятия.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

М.М.ШЕЛЕМИНА

Л.И.СМОЛЯК