Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2006 N А19-26365/05-6-Ф02-1736/06-С2 по делу N А19-26365/05-6 Суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, исходя из того, что обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 апреля 2006 г. Дело N А19-26365/05-6-Ф02-1736/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Воробьевой Н.М.,

судей: Рюмкиной М.Д., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании:

председателя правления ЖСК-37 Зеленковой Л.Б., представителя - Ященко Т.М. (доверенность от 12.01.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области на решение от 16 ноября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 16 января 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26365/05-6 (суд первой инстанции: Коломинова Н.Ю.; суд апелляционной инстанции: Архипенко А.А., Матинина Л.Н.,
Ибрагимова С.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Жилищно-строительный кооператив-37 (ЖСК-37) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области с требованием о взыскании 23207 рублей 37 копеек, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением ветеранам в 4 квартале 2004 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязанность уплаты которых предусмотрена Федеральным законом “О ветеранах“, 1965 рублей - суммы расходов на оплату услуг представителя.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

Решением суда первой инстанции от 16 ноября 2005 года иск в части взыскания расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот ветеранам, удовлетворен в истребуемой сумме. Требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя удовлетворено в сумме 1500 рублей, в удовлетворении остальной части отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 16 января 2006 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Как считает заявитель кассационной жалобы, арбитражным судом не исследовался вопрос о полном и целевом расходовании средств, переданных из областного бюджета, строго по целевому назначению. Иркутская область исполнила свои обязательства в полном объеме.

По мнению заявителя, истцом не доказан состав гражданского правонарушения.

В силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов
других уровней, финансируется из федерального бюджета.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Присутствующие в судебном заседании представители истца возразили против доводов кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его отмены.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 23207 рублей 37 копеек.

Основанием иска ЖСК-37 указал на ненадлежащее исполнение обязательств по возмещению расходов, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в рамках Федерального закона “О ветеранах“.

В обоснование права требования истец представил в материалы дела выписки из лицевых счетов льготников за спорный период с указанием адресов, а также отчеты о суммах, подлежащих возмещению, акты сверки и расшифровки к ним, счета.

Главное финансовое управление Иркутской области отклонило исковые требования, указав на исполнение своих обязательств по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом, в полном объеме.

Ответчик сослался также на недоказанность состава правонарушения, размера убытков в заявленной сумме.

Удовлетворяя исковые требования в размере 23207 рублей 37 копеек за счет казны Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации
- Иркутскую область.

В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ у истца возникли убытки.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ по аналогичным основаниям.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы в том числе на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.

Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 указанного Закона).

Материальные потери, полученные ЖСК-37 в результате предоставления им на основании законодательства льгот по оплате за коммунальные услуги ветеранам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг,
подлежат компенсации в силу прямого указания закона за счет средств субъекта Российской Федерации.

Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требование истца за счет казны Иркутской области в лице финансового органа, исходил из прямого указания, содержащегося в статье 10 Федерального закона “О ветеранах“, а также положений статей 307, 309, 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот ветеранам установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным категориям граждан) носят гражданско-правовой характер.

Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.

Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

Поскольку Иркутская область не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов предприятию, предоставившему льготы по оплате коммунальных услуг, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Иркутской области.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений,
основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 16 ноября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 16 января 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26365/05-6 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 16 ноября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 16 января 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26365/05-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Судьи:

М.Д.РЮМКИНА

Л.М.СОКОЛОВА