Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.04.2006 N А19-32922/05-11-Ф02-1509/06-С1 по делу N А19-32922/05-11 Суд правомерно отказал налоговому органу во взыскании налоговых санкций за неуплату единого социального налога, так как занижение налогоплательщиком сумм единого социального налога, подлежащего уплате, в результате неполной уплаты суммы страховых взносов не образует состава указанного налогового правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 13 апреля 2006 г. Дело N А19-32922/05-11-Ф02-1509/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шошина П.В.,

судей: Брюхановой Т.А., Смоляк Л.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 2 ноября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 16 января 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-32922/05-11 (суд первой инстанции: Филатов Д.А.; суд апелляционной инстанции: Белоножко Т.В., Дягилева И.П., Сорока Т.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная
инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к муниципальному образовательному учреждению “Магистральнинская средняя общеобразовательная школа N 2“ (учреждение) о взыскании налоговой санкции в сумме 29659 рублей.

Решением от 2 ноября 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 16 января 2006 года решение суда оставлено без изменения.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу учреждением не представлен.

Дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления N 14726 от 22.03.2006, N 14727 от 05.04.2006), но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса рассматривается без их участия.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной учреждением декларации по единому социальному налогу за 2004 год, по результатам которой вынесено решение от 06.06.2005 N 10-457/386 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в
сумме 29659 рублей.

Требованием N 13/9558 от 21.06.2005 учреждению предложено в добровольном порядке уплатить в бюджет исчисленные по результатам проверки суммы штрафов.

Неисполнение учреждением требования об уплате налоговых санкций послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением об их взыскании.

Суды первой и апелляционной инстанций, установив отсутствие в действиях учреждения состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, правильно отказали в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который внесены авансовые платежи по налогу.

На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователь ежемесячно вносит авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых
взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 24 названного Федерального закона разница между суммами авансовых платежей, внесенными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

В силу статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлены меры ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

В соответствии со статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может быть привлечен к ответственности лишь при наличии события налогового правонарушения и вины, обязанность доказывания которых на основании пункта 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации возложена на налоговый орган.

Доказательств неправомерности применения учреждением вычетов в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговой инспекцией не представлено.

Таким образом, суд кассационной инстанции полагает, что занижение учреждением сумм единого социального налога, подлежащего уплате, произошло не в результате указанных в статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации действий (бездействия), а в результате неполной уплаты суммы страховых взносов, что не образует
состав вменяемого правонарушения.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют законодательству и материалам дела и отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 2 ноября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 16 января 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-32922/05-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

П.В.ШОШИН

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Л.И.СМОЛЯК