Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.04.2006 N А19-4590/05-6-Ф02-1413/06-С2 по делу N А19-4590/05-6 Суд правомерно взыскал расходы, понесенные от предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим на это право, поскольку возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг, в меньшем размере, чем оно фактически понесло, не предусмотрено законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 апреля 2006 г. Дело N А19-4590/05-6-Ф02-1413/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя Министерства финансов Российской Федерации - Вокиной М.В. (доверенность N 13-19/4 от 31.01.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 29 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4590/05-6 (суд первой инстанции: Коломинова Н.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Теплосбыт и сети“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к
Управлению социальной защиты населения Черемховского городского муниципального образования о взыскании задолженности в размере 4364579 рублей 80 копеек, возникшей в результате предоставления льгот по оплате за отопление и субсидий гражданам, имеющим на это право.

Определением от 10 февраля 2005 года требование о взыскании 2477165 рублей 64 копеек задолженности в связи с предоставлением субсидий по оплате отопления выделено в отдельное исковое производство, которому присвоен N А19-4590/05-6. В качестве ответчика привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, Черемховское городское муниципальное образование (ЧГМО).

Определением от 5 мая 2005 года уточнен орган, в лице которого выступает ответчик - Черемховское городское муниципальное образование, и ответчиком по делу определено Черемховское городское муниципальное образование в лице Финансового управления Черемховского городского муниципального образования.

Определением от 10 июня 2005 года привлечены: в качестве ответчика - Комплексный центр социальной защиты населения, в качестве третьего лица - муниципальное унитарное предприятие Черемховского городского муниципального образования (МУП ЧГМО) “Энергопредприятие-теплоцентраль“.

МУП ЧГМО “Энергопредприятие-теплоцентраль“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Черемховского городского муниципального образования в лице Финансового управления Черемховского городского муниципального образования, Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации денежных средств в размере 2447165 рублей 64 копеек (л.д. 101, т. 2).

Определением от 6 июля 2005 года в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями привлечено МУП ЧГМО “Теплоцентраль“.

ООО “Теплосбыт и сети“ заявило отказ от исковых требований в сумме 2477165 рублей 64 копеек в отношении ЧГМО в лице его Финансового управления, Иркутской области в лице Главного
финансового управления Иркутской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Предметом судебного рассмотрения явилось требование МУП “Энергопредприятие-теплоцентраль“.

Решением от 29 ноября 2005 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу МУП ЧГМО “Энергопредприятие-теплоцентраль“ взысканы расходы, понесенные от предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в размере 2477165 рублей 64 копеек. В удовлетворении иска МУП ЧГМО “Энергопредприятие-теплоцентраль“ к Черемховскому городскому муниципальному образованию в лице Управления по экономике и финансам Черемховского городского муниципального образования, Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании 2477165 рублей 64 копеек отказано. Производство по делу в части исковых требований ООО “Теплосбыт и сети“ прекращено.

Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 29 ноября 2005 года, в удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права (статьи 15, 401, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьи 6, 83, 85, 86, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 15.4 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, статьи 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2002 год“, Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2003 год“, Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2004 год“, Закон Иркутской области от
05.05.2003 N 23-оз “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“, постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 “О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“, постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 N 179, Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 N 67н “О формах бухгалтерской отчетности организаций“).

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации полагает, что органы местного самоуправления обязаны предоставлять субсидии гражданам за счет средств местных бюджетов с последующей компенсацией из бюджета субъекта Российской Федерации исходя из фактических данных. У органов местного самоуправления отсутствует право на получение средств из федерального бюджета в связи с фактическим непредставлением субсидий гражданам на заявленную сумму иска.

Заявитель указывает на недоказанность состава правонарушения, являющегося основанием для наступления ответственности вследствие причинения вреда. Истец не представил финансовые документы, подтверждающие фактическое наличие убытков и их размер.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Министерства финансов Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, МУП ЧГМО “Энергопредприятие-теплоцентраль“ при осуществлении своей деятельности в период с 2002 - 2004 годы на основании Федерального закона “Об основах федеральной жилищной политики“, Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ поставляло населению г. Свирска тепловую энергию с последующим уменьшением размера платежей по оплате за отопление и горячее водоснабжение на сумму начисленной субсидии.

В результате предоставления субсидий МУП ЧГМО “Энергопредприятие-теплоцентраль“ в
период с января 2002 года по декабрь 2004 года понесло расходы в сумме 2447165 рублей 64 копеек.

В подтверждение расходов на заявленную сумму представлены счета-фактуры, акты сверки, расчет суммы иска, списки жильцов, получающих субсидии.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что МУП ЧГМО “Энергопредприятие-теплоцентраль“ не получило из перечисленных муниципальному образованию средств на реализацию Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ денежных средств в достаточном количестве. Размер невозмещенных расходов от предоставления МУП ЧГМО “Энергопредприятие-теплоцентраль“ субсидий составил 2447165 рублей 64 копейки.

В 2002 - 2004 годах в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты расходов по предоставлению субсидий сумма. Российская Федерация, устанавливая субсидии для малоимущих граждан, не передала Черемховскому городскому муниципальному образованию достаточных для реализации субсидий финансовых средств, возложив бремя расходов на средства местного бюджета. При таких обстоятельствах ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг, в меньшем размере, чем оно фактически понесло, не предусмотрено.

Поскольку коммерческая организация в связи с предоставлением льгот понесла расходы, которые не были компенсированы ей в полном объеме, у такой организации возникло право требования их возмещения.

Российская Федерация, принимая Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и устанавливая субсидии для малоимущих граждан, передала муниципальному образованию недостаточно денежных средств.

Понесенные МУП ЧГМО “Энергопредприятие-теплоцентраль“ в период с 2002 по
2004 годы расходы, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы Арбитражного суда Иркутской области обоснованными и правомерными.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.

Согласно статье 15 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ в редакции Федерального закона от 08.07.1999 N 152-ФЗ органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и Законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.

В результате предоставления субсидий МУП ЧГМО “Энергопредприятие-теплоцентраль“ в период с 2002 - 2004 годы понесло расходы в сумме 2447165 рублей 64 копеек.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг“, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и
действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.

Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год (статья 15.4 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 25.09.1997 N 126-ФЗ).

Арбитражный суд Иркутской области установил, что в соответствии с Федеральными законами “О федеральном бюджете на 2002 год“, “О федеральном бюджете на 2003 год“ и “О федеральном бюджете на 2004 год“ государством установлены размеры дотаций, выделяемых из фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение
расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета. Так, в 2002 году Иркутской области выделена сумма в размере 26471000 рублей, в 2003 году - 257251000 рублей, в 2004 году - 268540000 рублей.

Названные средства, направленные на частичное финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, отражены в областных законах об областных бюджетах на соответствующие годы.

Все заложенные и перечисленные денежные средства распределены между муниципальными образованиями, из которых Черемховскому городскому муниципальному образованию перечислено в 2002 году 2061000 рублей, в 2003 году - 5973000 рублей, в 2004 году - 9215000 рублей.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции установлено, что МУП ЧГМО “Энергопредприятие-теплоцентраль“ не получило денежные средства в достаточном количестве из перечисленных муниципальному образованию.

Таким образом, муниципальное образование и субъект Российской Федерации (Иркутская область) заложенные в бюджеты денежные средства на возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам субсидий распределили в полном объеме.

Между тем выделенные средства не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы.

Поскольку Российская Федерация, принимая Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, при этом в спорный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств, ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Доводы подателя жалобы о том, что истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены финансовые документы, на основании которых можно сделать
вывод о фактическом наличии убытков организации и размере понесенных убытков, фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 29 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4590/05-6 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 29 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4590/05-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Л.М.СОКОЛОВА