Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.04.2006 N А78-3831/05-С1-29/111-Ф02-1488/06-С2 по делу N А78-3831/05-С1-29/111 Суд правомерно взыскал сумму ущерба в виде выпадающих доходов от перевозки льготной категории граждан в поездах дальнего следования, поскольку затраты, произведенные истцом по предоставлению услуг по перевозке инвалидов, должны возмещаться за счет средств бюджета Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 10 апреля 2006 г. Дело N А78-3831/05-С1-29/111-Ф02-1488/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Воробьевой Н.М.,

судей: Рюмкиной М.Д., Соколовой Л.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 13 декабря 2005 года по делу N А78-3831/05-С1-29/111 Арбитражного суда Читинской области (суд первой инстанции: Федорченко Е.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с иском о взыскании с Комитета по финансам Читинской области, Российской Федерации
в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Читинской области 10873 рублей - сумма ущерба в виде выпадающих доходов от перевозки льготной категории граждан в поездах дальнего следования на территории Читинской области за апрель 2003 года.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет социального обеспечения Читинской области.

Решением суда первой инстанции от 13 декабря 2005 года иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации. В иске к Комитету по финансам Читинской области и Управлению федерального казначейства по Читинской области отказано.

В апелляционной инстанции законность принятого по делу N А78-3831/05-С1-29/111 решения не проверялась.

Не согласившись с принятым по делу решением от 13 декабря 2005 года, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять новое решение об отказе в иске.

По мнению заявителя, суд не применил подлежащую применению статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Заявитель считает, что истец не доказал обязательные условия, содержащиеся в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Читинской области норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его отмены.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о возмещении убытков, понесенных в связи с
предоставлением льгот по проезду на железнодорожном транспорте инвалидам в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Основанием иска истец указал на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов за апрель 2003 года перевозчику в связи с предоставлением льгот по оплате билетов гражданам в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В обоснование исковых требований представлены копии реестров оформления проездных документов на проезд во внутреннем и межгосударственном сообщениях за апрель 2003 года, купонов билетного кассира, писем с требованием о возмещении расходов, расчет суммы исковых требований.

Возражая против заявленных требований, представители ответчиков указали, что все денежные средства, предусмотренные в областном бюджете на 2003 год, были расходованы в полном объеме на соответствующие цели.

Исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что затраты, произведенные истцом по предоставлению услуг по перевозке инвалидов, должны возмещаться за счет средств бюджета Российской Федерации.

Суд первой инстанции взыскал с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации истребуемую истцом сумму.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами суда первой инстанции и считает их законными и обоснованными.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами
возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Согласно статье 30 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.

Статьями 31 и 32 указанного Закона установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате транспортного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и несут ответственность за нарушение прав инвалидов.

Названным Законом определена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов.

В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона “О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации“ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов; к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ в случае предъявления юридическим
лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.

Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у ОАО “РЖД“ убытков.

Арбитражный суд Читинской области, исследовав представленные сторонами доказательства, правомерно установил, что Российская Федерация не исполнила надлежащим образом свои обязательства по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, и признал требования ОАО “РЖД“ о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными.

Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела - расчетами истца, реестрами оформления проездных документов на проезд во внутреннем и межгосударственном сообщениях за апрель 2003 года.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Читинской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, субъекты ответственности, размер убытков.

Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 13 декабря 2005 года по делу N А78-3831/05-С1-29/111 Арбитражного суда Читинской области принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями
286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13 декабря 2005 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3831/05-С1-29/111 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Судьи:

М.Д.РЮМКИНА

Л.М.СОКОЛОВА