Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.03.2006 N А19-25976/05-11-Ф02-1243/06-С1 по делу N А19-25976/05-11 Суд правомерно признал незаконным решение налогового органа в части начисления НДС, пеней и штрафных санкций, поскольку налогоплательщиком не было получено требование налогового органа о представлении документов, подтверждающих вычеты по НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 28 марта 2006 г. Дело N А19-25976/05-11-Ф02-1243/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Парской Н.Н., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителей

от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу города Иркутска - Чурикова В.В. (доверенность N 08-09/32821 от 23.11.2005),

от общества с ограниченной ответственностью “Валена“ - Таранко Ю.О. (доверенность N 8 от 20.03.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу города Иркутска на решение от 22 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25976/05-11
(суд первой инстанции: Филатов Д.А.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Валена“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 04.07.2005 N 12689 Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу города Иркутска (далее - инспекция) в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 265054 рублей, пеней в сумме 7951 рубля 62 копеек и штрафных санкций в сумме 53010 рублей 80 копеек.

Решением суда от 22 ноября 2005 года заявление общества удовлетворено.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт по причине неправильного применения судом норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку налогоплательщиком по требованию инспекции, направленному в адрес общества, не представлены документы, подтверждающие обоснованность применения вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 265054 рублей, то начисление налога, соответствующей суммы пеней и привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, являются правомерными.

Общество в отзыве на кассационную жалобу просит решение суда оставить без изменения, полагая, что налоговым органом не подтверждены основания для привлечения к налоговой ответственности, начисления недоимки и пеней.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Общество оспаривает решение N 12689, принятое инспекцией 04.07.2005 по результатам камеральной проверки представленной им декларации по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2005 года. Данным решением общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового
кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 53010 рублей 80 копеек, а также ему предложено уплатить 265054 рубля налога на добавленную стоимость и 7951 рубль 62 копейки пеней.

Основанием привлечения к налоговой ответственности, начисления недоимки и пеней инспекция указала необоснованное применение обществом налоговых вычетов, так как налогоплательщиком по требованию налогового органа не были представлены документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

Арбитражный суд, признавая незаконными решение инспекции, исходил из того, что у общества отсутствовала возможность исполнить требование инспекции о представлении документов в связи с неполучением почтового отправления, которым направлялось указанное требование.

На основании пунктов 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на суммы налоговых вычетов, которым подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Вышеприведенные правовые нормы не устанавливают обязанность налогоплательщика вместе с налоговой декларацией представлять в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской
Федерации при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В силу пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Неуплата или неполная уплата налога на добавленную стоимость в результате уменьшения исчисленной суммы налога на неправомерно примененные налоговые вычеты образует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вывод о неправомерности уменьшения обществом суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной за первый квартал 2005 года, на налоговые вычеты по причине неподтверждения обоснованности их применения сделан налоговой инспекцией исходя из факта непредставления налогоплательщиком документов.

Арбитражный суд при рассмотрении дела установил, что требование N 10-27/14156 от 20.05.2005 о представлении документов, подтверждающих правильность исчисления и уплату налога, направлено обществу заказным письмом, которое было возвращено отделением почтовой связи 02.06.2005 в адрес инспекции с отметкой об уточнении фамилии получателя.

При этом инспекцией представлен ответ за N 38.41.24-02/620 (л.д. 147) на запрос N 08-10/25481 по факту возврата заказного письма, согласно которому действия должностных лиц отделения по возврату в адрес инспекции почтового отправления с указанной отметкой
не соответствуют положениям Правил оказания услуг почтовой связи.

Инспекция не представила суду доказательств, которые свидетельствовали о получении обществом требования о представлении документов.

Поскольку налогоплательщиком не было получено требование о представлении документов и он не имел возможности до принятия оспариваемого решения представить в налоговый орган необходимые документы, вывод инспекции об отсутствии у общества документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов, является необоснованным.

Таким образом, налоговый орган не имел оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, дополнительного начисления ему налога и пеней.

С учетом изложенного решение суда отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25976/05-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Н.Н.ПАРСКАЯ

М.А.ПЕРВУШИНА