Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.03.2006 N А19-21229/05-11-Ф02-/06-С1 по делу N А19-21229/05-11 Судебные акты о частичном отказе налоговому органу во взыскании штрафных санкций за неуплату НДС отменены, поскольку суд признал в качестве смягчающих налоговую ответственность обстоятельств тяжелое финансовое положение юридического лица.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 9 марта 2006 г. Дело N А19-21229/05-11-Ф02-/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мироновой И.П.,

судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 28 сентября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 5 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21229/05-11 (суд первой инстанции: Филатов Д.А.; суд апелляционной инстанции: Белоножко Т.В., Буяновер П.И., Сорока Т.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная
инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с закрытого акционерного общества “Тайга-Трейд“ (общество) 10874 рублей налоговых санкций.

Решением суда от 28 сентября 2005 года заявленные требования удовлетворены в части 1050 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 5 декабря 2005 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

По мнению заявителя, отсутствие реквизитов государственной регистрации индивидуального предпринимателя в представленных обществом счетах-фактурах является основанием для отказа налогоплательщику в осуществлении вычетов по налогу на добавленную стоимость.

По утверждению налогового органа, обстоятельства, признанные судом смягчающими ответственность налогоплательщика, не могут служить таковыми, поскольку не находятся в причинно-следственной связи с совершенным правонарушением.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 10443, 10444 от 16.02.2006), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2004 года.

По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 22.04.2005 N 03-09/02-229 о привлечении общества к налоговой
ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 10874 рублей.

Неисполнение обществом требования об уплате штрафных санкций послужило основанием для обращения налоговой инспекции в арбитражный суд.

Суд при удовлетворении заявленных требований в части 5364 рублей 60 копеек исходил из доказанности налоговой инспекцией факта совершения обществом налогового правонарушения, однако снизил размер взыскиваемых налоговых санкций с учетом наличия смягчающих налоговую ответственность обстоятельств до 1050 рублей.

Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд исходил из того, что налогоплательщик, представив в инспекцию надлежащие документы, подтвердил свое право на вычеты.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Пункты 1, 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что налоговые вычеты, перечисленные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению
в порядке, предусмотренном настоящей главой, в силу пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации является счет-фактура.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Таким образом, основанием для подтверждения права налогоплательщика на осуществление налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является сложный юридический состав, включающий в себя факт уплаты поставщику товара налога на добавленную стоимость, выставление поставщиком счета-фактуры в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и подтверждение налогоплательщиком факта принятия на учет приобретенного товара.

Согласно пункту 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документов) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Основанием для отказа в применении налоговых вычетов по счетам-фактурам N 52 от 08.10.2004, N 6 от 30.04.2004, N 595 от 28.09.2004, N 104 от 08.10.2004, выставленным соответственно предпринимателями Мовчан А.А., Титковым Н.И., Ташкиновым В.С., Халдовой О.В., послужил факт отсутствия в счетах-фактурах сведений о государственной регистрации предпринимателей, являющихся поставщиками общества, реквизитов свидетельства о государственной регистрации.

Однако оттиск печати индивидуальных предпринимателей в указанных счетах-фактурах содержит необходимые реквизиты свидетельства о государственной регистрации поставщиков в качестве индивидуальных предпринимателей
(номер свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, дата его выдачи), следовательно, довод инспекции об отсутствии таких реквизитов обоснованно отклонен судом.

Удовлетворяя заявленные требования в части 5364 рублей 60 копеек, суд снизил размер взыскиваемых налоговых санкций с учетом наличия смягчающих налоговую ответственность обстоятельств до 1050 рублей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.

Перечень смягчающих обстоятельств, предусмотренный пунктом 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, следовательно, суд вправе признать в качестве смягчающих и иные обстоятельства.

При рассмотрении настоящего спора на основании имеющихся в материалах дела доказательств суд признал в качестве смягчающих налоговую ответственность обстоятельств тяжелое финансовое положение общества.

Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Арбитражный суд на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства и правомерно снизил подлежащий взысканию с общества размер штрафа. У суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств.

Судебные акты, принятые по настоящему спору, соответствуют законодательству и материалам дела и отмене не подлежат.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 сентября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 5 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-21229/05-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу без - удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

О.И.КОСАЧЕВА