Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.03.2006 N А78-2259/05-С1-29/29-Ф02-283/06-С2 по делу N А78-2259/05-С1-29/29 Судебные акты об удовлетворении иска о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность оставлены без изменения, поскольку оснований для переоценки доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой и апелляционной инстанций, не имеется.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 марта 2006 г. Дело N А78-2259/05-С1-29/29-Ф02-283/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Уманя И.Н.,

судей: Палащенко И.И., Попова О.А.,

при участии в судебном заседании:

представителей администрации городского округа “Город Чита“ - Корнева Е.Г. (доверенность от 7 февраля 2006 года; служебное удостоверение N 550, выданное 11 ноября 2005 года) и Сташкевича В.В. (доверенность от 7 февраля 2006 года; анный 23 сентября 2002 года ОВД Центрального района г. Читы),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа “Город Чита“ на решение от 12 октября 2005 года и постановление
апелляционной инстанции от 15 декабря 2005 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-2259/05-С1-29/29 (суд первой инстанции: Федорченко Е.А.; суд апелляционной инстанции: Стасюк Т.В., Шаркова К.Ж., Юдин С.И.),

на основании части 2 статьи 176 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 16 февраля 2006 года, постановление в полном объеме изготовлено 3 марта 2006 года,

УСТАНОВИЛ:

Определением от 14 апреля 2005 года Арбитражным судом Читинской области принято к производству исковое заявление администрации городского округа “Город Чита“ (далее - АГО “Город Чита“) к государственному учреждению “Каштакская квартирно-эксплуатационная часть района“ (далее - ГУ “Каштакская КЭЧ района“) о взыскании 60908830 рублей, составляющих размер компенсации за увеличение расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, о передаче в муниципальную собственность жилищного фонда и объектов коммунально-бытового назначения; об обязании передать 3 единицы аварийно-ремонтной техники, 6 грузовых автомобилей, 3 самосвала, 2 ассенизационные машины, 2 автомобильные вышки, 2 автомобильных крана, 2 парообразователя, 2 компрессора, 2 САКа, 2 трактора-бульдозера ДТ-75, 2 автосамосвала “КамАЗ-5511“, 2 стационарных дизель-генератора 200 кВт, 4 грузовых автомобиля грузоподъемностью до 5 тонн, 4 самосвала грузоподъемностью 5 - 6,3 тонны, 4 ассенизационных вакуумных машин, 3 автомобильных крана, 4 водоотливных насосов на автомобильном ходу, 8 КО-504 для очистки сетей, 5 механических лебедок на автомобильном ходу, 3 легковых автомобиля, 4 автобуса, 1 автовышку УП-17, 3 КамАЗа КО415; эксплуатационно-ремонтные организации, цеха, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства общей площадью 1303,03 квадратного метра; техническую
документацию на передаваемые в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766-р жилые дома общей площадью 40134,3 квадратного метра (инвентарные N 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13), здание домоуправления (инвентарный N 2), объекты инфраструктуры, трансформаторные подстанции (инвентарные N 15, 16), канализационно-насосные станции (инвентарные N 16, 218), водонасосные станции (инвентарные N 93, 94), резервуары для воды (инвентарные N 91, 92), 3 подземные емкости, сети теплоснабжения протяженностью 1027 метров, сети водоснабжения протяженностью 1197 метров, канализационные сети протяженностью 5063 метра, сети газопровода протяженностью 1052 метра, сети энергоснабжения протяженностью 2695 метров, находящиеся в пос. Каштак, военный городок N 33; в котором в качестве третьих лиц указаны муниципальное предприятие г. Читы “Служба заказчика“ (далее - МП “Служба заказчика“), муниципальное казенное предприятие “Тепловик“ (далее - МКП “Тепловик“), муниципальное предприятие г. Читы “Производственное управление водоснабжения и водоотведения“ (далее - МП “Производственное управление водоснабжения и водоотведения“), открытое акционерное общество “Читаоблгаз“ (далее - ОАО “Читаоблгаз“), муниципальное учреждение “Управление ЖКХ“ (далее - МУ “Управление ЖКХ“), Комитет по финансам администрации городского округа “Город Чита“ (далее - Комитет по финансам), возбуждено дело N А78-2259/05-С1-29/29.

25 апреля 2005 года АГО “Город Чита“ уточнила в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предмет иска, заявив требования об обязании ГУ “Каштакская КЭЧ района“ передать в муниципальную собственность на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766-р и в соответствии с Приказом Министерства строительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 1995 года N 17-72 по актам приема-передачи
объектов коммунально-бытового назначения и по актам технического состояния объектов коммунально-бытового назначения жилые дома общей площадью 40134,3 квадратного метра (инвентарные N 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13), здание домоуправления (инвентарный N 2), объекты инженерной инфраструктуры: трансформаторные подстанции (инвентарные N 15, 16), канализационно-насосные станции (инвентарные N 16, 218), водонасосные станции (инвентарные N 93, 94), резервуары для воды (инвентарные N 91, 92), 3 подземные емкости, инженерные сети: сети теплоснабжения протяженностью 1027 метров, сети водоснабжения протяженностью 1197 метров, канализационные сети протяженностью 5063 метра, сети газопровода протяженностью 1052 метра, сети энергоснабжения протяженностью 2695 метров, находящиеся в пос. Каштак, военный городок N 33; на основании акта передачи объектов, предназначенных для эксплуатации и технического обслуживания объектов коммунально-бытового назначения - эксплуатационно-ремонтные организации, цеха, мастерские, гаражи, складские помещения общей площадью 1303,03 квадратного метра; на основании протокола передачи техники, спецмашин, механизмов - автотранспортную, землеройную, уборочную технику и другие механизмы: 3 единицы аварийно-ремонтной техники, 6 грузовых автомобилей грузоподъемностью до 1,5 тонны и 5 грузовых автомобилей грузоподъемностью до 5 тонн, 3 самосвала грузоподъемностью 5 - 6,3 тонны, 2 ассенизационные машины для аварийных откачек, 2 автомобильные вышки, 2 автомобильных крана, 2 парообразователя, 2 компрессора, 2 САКа, для обслуживания котельной: 2 трактора-бульдозера ДТ-75, 2 автосамосвала “КамАЗ-5511“, 2 стационарных дизель-генератора 200 кВт, 4 грузовых автомобилей грузоподъемностью до 5 тонн, 4 самосвала грузоподъемностью 5 - 6,3 тонны, 4 ассенизационных вакуумных машины (илососов), 3 автомобильных крана, 4 водоотливных насосов на автомобильном ходу, 8 КО-504 для очистки сетей, 5 механических лебедок на автомобильном ходу, 3 легковых автомобиля, 4 автобуса, 1 автовышку УП-17,
3 КамАЗа КО415; по перечню документов по передаваемым объектам коммунально-бытового назначения - характеристики объектов коммунально-бытового назначения на основании актов осмотра, справки о балансовой стоимости объектов, плановую и отчетную калькуляцию себестоимости содержания объектов, расчет экономически обоснованного тарифа, акты передачи документации на объекты коммунально-бытового назначения и авизо, передаточный баланс доходов и расходов по объектам; по акту передачи средств на финансирование капитального ремонта жилищного фонда - 154673000 рублей.

Определением от 16 августа 2005 года дело N А78-2259/05-С1-29/29 объединено в одно производство в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с делом N А78-3944/05-С1-5/131 по иску ГУ “Каштакская КЭЧ района“ к АГО “Город Чита“, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области (далее - ТУ ФАУФИ по Читинской области), к муниципальному образованию городского округа “Город Чита“ (далее - МО “Город Чита“) и к Комитету по управлению имуществом г. Читы (далее - КУИ г. Читы) о признании незаконным бездействия МО “Город Чита“ в неисполнении Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в неисполнении распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766-р, в непринятии в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения военного городка N 33 и о его понуждении принять по актам приема-передачи установленной формы в муниципальную собственность жилые дома общей площадью 40134,3 квадратного метра (инвентарные N 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13), здание домоуправления (инвентарный N 2), объекты инженерной инфраструктуры: трансформаторные подстанции (инвентарные N 15, 16), канализационно-насосные станции (инвентарные N 16, 218), водонасосные станции (инвентарные N 93, 94), резервуары
для воды (инвентарные N 91, 92), 3 подземные емкости, инженерные сети: сети теплоснабжения протяженностью 1027 метров, сети водоснабжения протяженностью 1197 метров, канализационные сети протяженностью 5063 метра, сети газопровода протяженностью 1052 метра, сети энергоснабжения протяженностью 2695 метров; о понуждении ТУ ФАУФИ по Читинской области исключить объекты из реестра федерального имущества; о понуждении КУИ г. Читы внести объекты в реестр муниципального имущества; делу присвоен N А78-2259/05-С1-29/29.

25 августа 2005 года АГО “Город Чита“ уточнила предмет иска, заявив требования об обязании ГУ “Каштакская КЭЧ района“:

- привести имущество, находящееся по адресу: г. Чита, п. Каштак, военный городок N 33, запланированное к передаче в муниципальную собственность, в соответствие с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, СНиПа 2.08.01-89 “Жилые здания“, СНиПа 21-01-97 “Пожарная безопасность зданий и сооружений“, СНиПа 2.04.01-85 “Внутренний водопровод и канализация зданий“, СНиПа 2.04.05-91 “Отопление, вентиляция и кондиционирование“, СНиПа 42-01-2002 “Газораспределительные системы“, свода Правил по проектированию и строительству СП 31-108-2002 “Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений“, СНиПа 23-05-95 “Естественное и искусственное освещение“, Правил устройства электроустановок (ПЭУ) 6 издания, утвержденных Минэнерго СССР, Правил устройства электроустановок (ПЭУ) 7 издания, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 204, санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.562-96 “Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки“, СНиПа П-11-77 “Защитные сооружения гражданской обороны“ путем выполнения необходимых работ по приведению в надлежащее состояние жилых домов общей площадью 40134,3 квадратного метра (инвентарные N 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,
11, 12, 13), объектов инженерной инфраструктуры - канализационно-насосной станции площадью 20 квадратных метров (инвентарный N 16), канализационно-насосной станции площадью 20 квадратных метров (инвентарный N 218), водонасосной станции площадью 150 квадратных метров (инвентарный N 93), водонасосной станции (инвентарный N 94), резервуара для воды площадью 85 квадратных метров (инвентарный N 91), резервуара для воды площадью 85 квадратных метров (инвентарный N 92), инженерных сетей: сетей теплоснабжения протяженностью 1007 метров, сетей водоснабжения протяженностью 1117 метров, канализационных сетей протяженностью 5063 метра, сетей газопровода протяженностью 1052 метра;

- привести в исправное техническое состояние и подготовить к передаче в муниципальную собственность грузовые автомобили, в том числе 1 грузоподъемностью до 1,5 тонны, 2 грузоподъемностью до 5 тонн, 1 самосвал грузоподъемностью от 5 до 6,3 тонны, 1 ассенизационную машину для аварийных откачек, 1 автомобильный кран, 1 КО-504 для очистки сетей, 1 аварийно-ремонтную автомашину, 1 водоотливной насос на автомобильном ходу, 1 механическую лебедку на автомобильном ходу, 1 легковой автомобиль, 1 автобус;

- внести соответствующие изменения в балансовую стоимость имущества с соблюдением требований налогового законодательства и правил бухгалтерского учета;

- произвести ремонт и подготовить к передаче в муниципальную собственность помещения цехов, мастерских, гаражей, складских помещений, предназначенных для технического обслуживания и ремонта жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;

- оформить техническую документацию на передаваемые объекты и выполнить действия для государственной регистрации на истца перехода права собственности на передаваемое имущество.

Определением от 3 октября 2005 года требование АГО “Город Чита“ к ГУ “Каштакская КЭЧ района“ о передаче эксплуатационно-ремонтных организаций, цехов, мастерских, гаражей, складских помещений, автотранспортной, землеройной, уборочной техники и иных механизмов выделено в отдельное производство с присвоением делу
N А78-2258/05-С1-30/171.

Решением от 12 октября 2005 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15 декабря 2005 года, на ГУ “Каштакская КЭЧ района“ возложена обязанность в установленном законодательством порядке передать, а на АГО “Город Чита“ - принять по актам приема-передачи установленной формы объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения согласно приложению к распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766-р - жилые дома общей площадью 40134,3 квадратного метра (инвентарные N 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13), здание домоуправления (инвентарный N 2), объекты инженерной инфраструктуры: трансформаторные подстанции (инвентарные N 15, 16), канализационно-насосные станции (инвентарные N 16, 218), водонасосные станции (инвентарные N 93, 94), резервуары для воды (инвентарные N 91, 92), 3 подземные емкости, инженерные сети: сети теплоснабжения протяженностью 1027 метров, сети водоснабжения протяженностью 1197 метров, канализационные сети протяженностью 5063 метров, сети газопровода протяженностью 1052 метра, сети энергоснабжения протяженностью 2695 метров; техническую документацию, необходимую для эксплуатации имущества, передаваемого в муниципальную собственность. В удовлетворении исковых требований ГУ “Каштакская КЭЧ района“ о признании незаконным бездействия МО “Город Чита“, о понуждении ТУ ФАУФИ по Читинской области исключить из реестра федерального имущества находящиеся в ведении ГУ “Каштакская КЭЧ района“ объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, указанные в приложении к распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766-р; о понуждении КУИ г. Читы внести эти же объекты в реестр муниципального имущества; а также исковых требований АГО “Город Чита“ о взыскании с ГУ “Каштакская КЭЧ района“ 60908830 рублей отказано.

В кассационной жалобе АГО “Город Чита“ просит решение от 12 октября 2005 года и
постановление от 15 декабря 2005 года отменить в части удовлетворения требования об обязании ГУ “Каштакская КЭЧ района“ передать, а АГО “Город Чита“ - принять по актам приема-передачи установленной формы объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения согласно приложению к распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766-р, производство по делу в этой части прекратить; производство по делу по заявлению ГУ “Каштакская КЭЧ района“ о признании незаконным бездействия АГО “Город Чита“ прекратить; решение от 12 октября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 15 декабря 2005 года в части требования АГО “Город Чита“ к ГУ “Каштакская КЭЧ района“ о взыскании 60908830 рублей отменить.

Заявитель кассационной жалобы указывает на неправильное применение Арбитражным судом Читинской области норм материального права и норм процессуального права - пункта 1 статьи 1, статей 12, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 15, части 1 статьи 27, части 2 статьи 29, части 1 статьи 150, статьи 47, главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также на необоснованность выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, не подлежит рассмотрению в порядке искового производства спор по требованию об обязании исполнить распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766 по оформлению передачи имущества, а также требование о признании незаконным бездействия АГО “Город Чита“, поскольку он не является экономическим.

По мнению заявителя кассационной жалобы, АГО “Город Чита“ не нарушила имущественные права ГУ “Каштакская КЭЧ района“.

При рассмотрении требования о взыскании 60908830 рублей нарушены нормы процессуального права, так как арбитражным судом не предлагалось привлечь к участию в
деле надлежащего ответчика.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

АГО “Город Чита“ - 30 января 2006 года (почтовое уведомление N 79447), ГУ “Каштакская КЭЧ района“ - 30 января 2006 года (почтовое уведомление N 79455), ТУ ФАУФИ по Читинской области - 27 января 2006 года (почтовое уведомление N 79450), Комитет по финансам - 27 января 2006 года (почтовое уведомление N 79449), МП “Служба заказчика“ - 30 января 2006 года (почтовое уведомление N 79452), МКП “Тепловик“ - 2 февраля 2006 года (почтовое уведомление N 79453), МП “Производственное управление водоснабжения и водоотведения“ - 27 января 2006 года (почтовое уведомление N 79454), ОАО “Читаоблгаз“ - 27 января 2006 года (почтовое уведомление N 79456) и МУ “Управление ЖКХ“ - 30 января 2006 года (почтовое уведомление N 79451).

КУИ г. Читы о времени и месте судебного заседания извещался по последнему известному арбитражному суду адресу его места нахождения: г. Чита, ул. Чайковского, 28, почтовое отправление возвращено с информацией органа связи о неявке адресата за его получением (почтовое уведомление N 79448).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации КУИ г. Читы считается извещенным надлежащим образом.

На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ГУ “Каштакская КЭЧ района“, ТУ ФАУФИ по Читинской области, Комитета по финансам, МП “Служба заказчика“, МКП “Тепловик“, МП “Производственное управление водоснабжения и водоотведения“, ОАО “Читаоблгаз“ и МУ “Управление ЖКХ“, в порядке, установленном главой 35 вышеназванного Кодекса.

Представители АГО “Город Чита“ Корнев Е.Г. и Сташкевич В.В. поддержали в судебном заседании доводы кассационной жалобы.

Выслушав представителей АГО “Город Чита“, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения от 12 октября 2005 года и постановления от 15 декабря 2005 года, принятых по делу N А78-2259/05-С1-29/29, правильность применения Арбитражным судом Читинской области норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом “г“ пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 25 ноября 1996 года N 1592 “О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации“, пунктами 1, 2, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 1131 “О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность“ объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации подлежат обязательной передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп “Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности“.

Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определена компетенция органов власти и управления относительно принятия решений о передаче имущества, а также установлены сроки передачи (принятия) имущества, в том числе в муниципальную собственность.

Согласно абзацу 10 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ основанием возникновения права собственности муниципального образования на имущество, передаваемое Российской Федерацией, является решение Правительства Российской Федерации.

Формы актов приема-передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения утверждены Приказом Министерства строительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 1995 года N 17-72.

Как установлено Арбитражным судом Читинской области, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766-р принято предложение Читинской городской Думы и Минэкономразвития Российской Федерации, согласованное с Министерством обороны Российской Федерации и с администрацией Читинской области, о передаче в муниципальную собственность г. Читы находящихся в федеральной собственности и расположенных в г. Чите объектов коммунально-бытового назначения Каштакской, Антипихинской и Читинской квартирно-эксплуатационных частей по перечню, содержащемуся в приложении.

В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766-р Росимуществу совместно с Министерством обороны России и администрацией г. Читы поручено обеспечить в установленном порядке передачу объектов в муниципальную собственность.

Согласно абзацу 6 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ на федеральные органы исполнительной власти возлагается обязанность передать, а на органы местного самоуправления соответственно принять федеральное имущество на основании решений Правительства Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 30 ноября 2005 года.

Таким образом, в силу прямого указания закона передача (прием) федерального имущества, поименованного в приложении к распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766-р, должна была быть осуществлена не позднее 30 ноября 2005 года.

Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что к моменту принятия обжалуемых судебных актов в муниципальную собственность переданы жилые дома (инвентарные N 1, 3, 5, 7), это обстоятельство не оспаривается заявителем кассационной жалобы.

Остальные объекты, указанные в приложении к распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766-р, находящиеся в оперативном управлении ГУ “Каштакская КЭЧ района“, до настоящего времени в муниципальную собственность города Читы не переданы.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 235, утвердившем Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, указано на необходимость такой передачи с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности регулируется Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 1131 “О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность“, которое представляет собою нормативный акт специального применения.

Согласно пунктам 1, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 1131 “О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность“ при передаче таких объектов одновременно передается необходимая для их эксплуатации техническая документация. Органам местного самоуправления рекомендовано совместно с соответствующими органами военного управления в месячный срок после принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче объектов оформить необходимую техническую документацию и акты приема-передачи, включая финансово-экономическое обоснование расходов на содержание передаваемых объектов.

При удовлетворении требования об обязании ГУ “Каштакская КЭЧ района“ передать, а АГО “Город Чита“ принять по актам приема-передачи установленной формы объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения согласно приложению к распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766-р, а также требования к ГУ “Каштакская КЭЧ района“ о передаче АГО “Город Чита“ необходимой для эксплуатации имущества технической документации на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемые в муниципальную собственность на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766, Арбитражный суд Читинской области правомерно руководствовался положениями, содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 1131 “О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность“, и пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, исходил из того, что заявленные требования являются встречными.

Оснований для переоценки указанных выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, у суда кассационной инстанции не имеется.

Суд кассационной инстанции считает, что в удовлетворении требования АГО “Город Чита“, заявленного к ГУ “Каштакская КЭЧ района“, о взыскании 60980830 рублей на финансирование капитального ремонта жилищного фонда правомерно отказано.

Как следует из распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 1766-р, вопрос о необходимых денежных средств, предназначенных для эксплуатации и технического обслуживания передаваемых объектов, не разрешен.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 1131 “О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность“ финансирование переданных в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность объектов социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 3).

Министерству финансов Российской Федерации при определении взаимоотношений между федеральным бюджетом (в части смет расходов федеральных органов исполнительной власти) и бюджетами субъектов Российской Федерации предписано учитывать расходы на содержание объектов социальной инфраструктуры, переданных из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, на основании актов приема-передачи объектов и прилагаемых к ним финансово-экономических обоснований (пункт 5).

Таким образом, финансирование расходов на содержание переданного имущества осуществляется Министерством финансов Российской Федерации после фактической передачи объектов.

При этом указанный порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения не предусматривает передачу только технически исправных объектов, приемка последних производится независимо от их технического состояния. Поэтому доводы АГО “Город Чита“ о том, что передача объектов должна производиться лишь после их ремонта, противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 1131 и постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 235, которые не возлагают такой обязанности на предприятия (учреждения), осуществляющие передачу объектов.

Вопрос о компенсации расходов АГО “Город Чита“ на содержание и ремонт объектов жилищного фонда относится к сфере бюджетных отношений и не подлежит разрешению в рамках настоящего дела.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что часть требований не подлежит рассмотрению по причине отсутствия признаков экономического спора, сопровождаемые ссылкой на статьи 27, 29, 150, главу 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются ошибочными.

Данный спор в соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подведомственен арбитражному суду по субъектному составу участников спора и в связи с тем, что он носит экономический характер, поскольку связан с разграничением государственной собственности, осуществлением прав собственника в отношении принадлежащего ему имущества.

Кроме того, из смысла статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел, когда требования вытекают из административных и иных публичных правоотношений, они могут быть объединены в установленном порядке с требованиями, основанными на нормах гражданского права, если данные требования связаны между собой по основаниям и представленным доказательствам, и к участию в деле привлечены соответственно государственный орган, орган местного самоуправления, иные органы, должностные лица, ответственные за совершение оспариваемого действия (бездействия).

Доводы кассационной жалобы, содержащие ссылки на нормы материального права (статьи 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации), на применении которых настаивает заявитель, не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов, поскольку они регламентируют иные правоотношения: в данном случае предметом спора являются взаимоотношения сторон по передаче объектов социальной инфраструктуры от предприятия (учреждения) в муниципальную собственность.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель кассационной жалобы, не содержит исчерпывающего перечня способов защиты гражданских прав, и тот способ защиты, который избран ГУ “Каштакская КЭЧ района“, не противоречит закону.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что арбитражный суд в нарушение статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел требование о взыскании 60908830 рублей к ненадлежащему ответчику, подлежат отклонению, поскольку заявленное требование было разрешено в отношении ответчика, к которому был предъявлен иск, при этом ходатайство о его замене не поступило.

При рассмотрении дела судом кассационной инстанции установлено, что Арбитражным судом Читинской области дана оценка приобщенным к материалам дела доказательствам, на основании которых установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Оснований для переоценки доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции в силу части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
<“r>При таких обстоятельствах оснований, указанных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, которые приняты без нарушения норм материального права и норм процессуального права, у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется, в связи с чем решение от 12 октября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 15 декабря 2005 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-2259/05-С1-29/29 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 того же Кодекса подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Заявитель кассационной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 12 октября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 15 декабря 2005 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-2259/05-С1-29/29 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Меры по приостановлению исполнения решения от 12 октября 2005 года и постановления апелляционной инстанции от 15 декабря 2005 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-2259/05-С1-29/29, принятые определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2006 года, отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.Н.УМАНЬ

Судьи:

И.И.ПАЛАЩЕНКО

О.А.ПОПОВ