Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2006 N А19-22008/05-52-Ф02-604/06-С1 по делу N А19-22008/05-52 Решение суда в части удовлетворения требования налогового органа о взыскании штрафа за неуплату единого социального налога за рассмотренный период отменено, поскольку суд не дал оценку тем обстоятельствам, которые указаны в решении налогового органа, а именно неуплате единого социального налога в названной сумме в установленный срок.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 26 февраля 2006 г. Дело N А19-22008/05-52-Ф02-604/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мироновой И.П.,

судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 20 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-22008/05-52 (суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция)
обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия “Усольский районный производственный трест ЖКХ“ (предприятие) 2682015 рублей 86 копеек налоговых санкций.

Решением суда от 20 октября 2005 года заявленные требования удовлетворены в части 500000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению заявителя, вывод суда, основанный на факте возникновения неуплаченной суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, в размере 4345883 рублей в результате неуплаты суммы страхового взноса, подлежащего уплате в бюджет Пенсионного фонда, который не является нарушением законодательства о налогах и сборах, следовательно, не является налоговым правонарушением, определенным статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации, является необоснованным.

Заявитель полагает, что тяжелое финансовое положение предприятия не может быть признано в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика за неуплату единого социального налога и неперечисление налога на доходы физических лиц, поскольку финансовые затруднения сложились у предприятия после совершения им налоговых правонарушений и не явились их причиной.

Кроме того, по мнению инспекции, суд не учел, что предприятие является налоговым агентом и суммы удержанного им у физических лиц налога на доходы не могут являться имуществом самого предприятия как юридического лица. Поскольку указанные суммы налога на доходы были удержаны и взимались с налогоплательщиков - физических лиц, то фактическими, а не юридическими плательщиками налога являются налогоплательщики -
физические лица. Следовательно, применению подлежат не общие нормы права, а специальные нормы права, предусмотренные статьей 24 и статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации, наступление смягчающих вину лица обстоятельств не может являться препятствием и причиной неисполнения предприятием обязанностей по перечислению денежных средств в бюджет, ранее удержанных им за счет личных средств налогоплательщиков - физических лиц при фактических выплатах им заработной платы.

Налоговый орган также обращает внимание суда на то обстоятельство, что суд признал правомерным привлечение предприятия к налоговой ответственности за два налоговых правонарушения: предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога и предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, однако в нарушение пункта 5 статьи 114 и пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации судом не было разграничено снижение размеров каждой налоговой санкции за каждое налоговое правонарушение в отдельности.

Предприятием отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 8991, 8983, 8984 от 02.02.2006), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необходимости отмены судебного акта в части и направления дела на новое рассмотрение.

Из материалов дела усматривается, что налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросу правильности исчисления и своевременности перечисления единого социального налога, налога на доходы физических лиц за
период 01.01.2002 по 31.12.2003.

По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт N 02/11 от 25.01.2005 и вынесено решение N 1230633 от 1 марта 2005 года, в соответствии с которым предприятие привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату единого социального налога за 2002 - 2003 годы в виде штрафа в размере 1170265 рублей, за неполную уплату единого социального налога за 2003 год в результате неправомерных действий в виде штрафа в сумме 869176 рублей 60 копеек, по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, за 2002 - 2003 годы в виде штрафа в сумме 642574 рублей 26 копеек. Всего налоговых санкций - 2682015 рублей 86 копеек.

Неисполнение предприятием требования об уплате налоговых санкций послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением об их принудительном взыскании.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания налоговых санкций в сумме 869176 рублей 60 копеек, суд обоснованно исходил из того, что налоговым органом не доказана правомерность привлечения предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, предприятием в 2002 - 2003 годах занижена сумма единого социального налога в федеральный бюджет вследствие того, что сумма примененного налогоплательщиком налогового вычета в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование превысила сумму фактически уплаченного страхового взноса за указанный период, тем самым допущена неполная уплата единого социального налога в федеральный бюджет за 2002 - 2003 годы в общей сумме
869176 рублей 60 копеек.

В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

С учетом изложенного учреждение было вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период. Правильность определения учреждением размера подлежащих уплате страховых взносов и авансовых платежей за указанные периоды в соответствии с положениями Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ налоговой инспекцией не оспаривается.

Следовательно, в действиях учреждения отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем суд первой инстанции, признавая правомерными требования налоговой инспекции о взыскании с предприятия налоговых
санкций в сумме 1170265 рублей, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату единого социального налога за 2002 - 2003 годы в сумме 5851325 рублей 36 копеек, не дал оценку тем обстоятельствам, которые указаны в решении налогового органа, а именно неуплате единого социального налога в названной сумме в установленный срок. Между тем неуплата единого социального налога в установленный срок не является правонарушением, предусмотренным статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку налоговой инспекцией не было установлено занижения налогооблагаемой базы или иных неправомерных действий, повлекших неуплату налога.

Кроме того, при удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований в части взыскания налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату сумм единого социального налога за 2002 - 2003 годы в результате бездействия в сумме 1170265 рублей и по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц в сумме 642574 рублей 26 копеек суд снизил размер санкции, так как усмотрел обстоятельства, смягчающие ответственность. Таковыми были признаны факты неуплаты населением квартирных платежей и коммунальных услуг, а также тяжелое финансовое положение. Руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшил сумму штрафа до 500000 рублей.

При этом судом первой инстанции при снижении размеров налоговых санкций не было произведено разграничение, в отношении какого правонарушения, по какой норме произведено снижение размера взыскиваемого штрафа.

В силу пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием
угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

В соответствии с пунктом 5 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Исходя из смысла пункта 1 статьи 122, пункта 5 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание более мягкой налоговой санкции также должно осуществляться за каждое правонарушение в отдельности. В связи с чем представляется неясным, до какого размера была снижена каждая налоговая санкция за каждое налоговое правонарушение в отдельности.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судебный акт в части взыскания с предприятия налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату сумм единого социального налога за 2002 - 2003 годы в сумме 1170265 рублей, по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц в сумме 642574 рублей 26 копеек вынесен с нарушением норм материального права, что в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду надлежит рассмотреть спор с учетом вышеизложенных замечаний.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Определением ФАС Восточно-Сибирского округа об исправлении опечатки от 02.06.2006 N А19-22008/05-52-Ф02-604/06-С1 в данном постановлении исправлена опечатка - в резолютивной части постановления следует читать:

“Решение от 20
октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-22008/05-52 отменить в части взыскания с Муниципального унитарного предприятия “Усольский районный производственный трест ЖКХ“ налоговых санкций в сумме 500000 рублей за неуплату единого социального налога за 2002 - 2003 годы в размере 5851325 рублей 36 копеек, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, за 2002 - 2003 годы в сумме 3212871 рубля 30 копеек, предусмотренных статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации. Дело в названной части передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд. В остальной части решение оставить без изменения“.

Решение от 20 октября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-22008/05-52 отменить в части взыскания с муниципального унитарного предприятия “Усольский районный производственный трест ЖКХ“ налоговых санкций в сумме 500000 рублей за неуплату единого социального налога за 2002 - 2003 годы в размере 5851325 рублей 36 копеек, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за 2002 - 2003 годы, в сумме 3212871 рубля 30 копеек, предусмотренных статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части решение оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

О.И.КОСАЧЕВА