Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2006 N А19-4586/05-6-Ф02-201/06-С2 Суд правомерно частично удовлетворил требование о взыскании расходов, понесенных от предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку указанные расходы подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 февраля 2006 г. Дело N А19-4586/05-6-Ф02-201/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Воробьевой Н.М., Кулакова В.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

Министерства финансов Российской Федерации - Талаева В.В. (доверенность от 31 января 2006 года N 13-19/6),

общества с ограниченной ответственностью “Рассвет“ - Минко М.П. (доверенность от 1 января 2006 года),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 5 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 8 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по
делу N А19-4586/05-6 (суд первой инстанции: Коломинова Н.Ю.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Белоножко Т.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Рассвет“ обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Черемховского городского муниципального образования о взыскании 3128945 рублей 37 копеек расходов, понесенных от предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на данные льготы.

До принятия решения в порядке статей 46, 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Черемховское городское муниципальное образование в лице Комитета по экономике и финансам мэрии Черемховского городского муниципального образования, наименование ответчика - Управление социальной защиты населения Черемховского городского муниципального образования - на основании постановления мэра от 31.01.2005 N 34 изменено на муниципальное учреждение (МУ) “Комплексный центр социального обслуживания населения администрации Черемховского городского муниципального образования“.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил заявленные исковые требования до 3333886 рублей 12 копеек, впоследствии от требований в части 126036 рублей 37 копеек заявил отказ от иска в связи с частичной уплатой задолженности, просил взыскать 3207849 рублей 75 копеек.

Решением от 05.07.2005 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ООО “Рассвет“ взысканы расходы, понесенные от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 3207849 рублей 75 копеек, в удовлетворении исковых требований к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, Черемховскому городскому муниципальному образованию в лице Комитета по экономике и финансам
мэрии Черемховского городского муниципального образования, муниципальному учреждению “Комплексный центр социального обслуживания населения администрации Черемховского городского муниципального образования“ отказано, в части взыскания 126036 рублей 37 копеек производство по делу прекращено.

Постановлением апелляционной инстанции от 8 ноября 2005 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 5 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 8 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4586/05-6, в исковых требованиях к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправильно истолковал положения Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статей 6, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), статей 15, 15.4 Федерального закона “Об основах федеральной жилищной политике“. Заявитель указывает, что органы местного самоуправления обязаны предоставлять субсидии гражданам за счет средств местных бюджетов с последующей компенсацией из бюджета субъекта Российской Федерации (исходя из фактических данных). Поскольку органы местного самоуправления фактически не предоставляли субсидии гражданам на заявленную сумму исковых требований, то утратили право на получение (компенсацию) средств из федерального бюджета.

Кроме того, заявитель считает недоказанным состав правонарушения, необходимый для привлечения к деликтной ответственности.

Министерство финансов Российской Федерации считает, что истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены финансовые документы, на основании которых можно сделать вывод о фактическом наличии убытков организации и размере понесенных убытков.

Заявитель ссылается на нарушение статей 83,
239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Представитель ООО “Рассвет“ в судебном заседании высказал свое согласие с выводами Арбитражного суда Иркутской области.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, ООО “Рассвет“ при осуществлении своей деятельности в период с апреля 2003 года по декабрь 2004 года на основании Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ произвело уменьшение размера платежей по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на данную льготу.

В соответствии со статьей 15.4 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и Законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.

В результате предоставления субсидий ООО “Рассвет“ в период с апреля 2003 года по декабрь 2004 года понесло расходы в сумме 3333886 рублей 12 копеек, из которых 126036 рублей 37 копеек - от предоставления льгот по региональным стандартам, 3207849 рублей 75 копеек - по федеральным стандартам.

В подтверждение расходов на заявленную сумму истец представил списки
лиц, которые получили льготы, акты сверок, счета-фактуры, отчеты, копии договоров, информацию МУ “Комплексный центр социального обслуживания населения Черемховского городского муниципального образования“.

Сумма невозмещенных расходов от предоставления субсидий с учетом частичного отказа истца от иска составила 3207849 рублей 75 копеек, за взысканием которой ООО “Рассвет“ обратилось в судебном порядке.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что ООО “Рассвет“ не получило из перечисленных муниципальному образованию средств на реализацию Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ денежных средств в достаточном количестве. Размер невозмещенных расходов от предоставления ООО “Рассвет“ субсидий по федеральным стандартам составил 3207849 рублей 75 копеек.

В 2003 - 2004 годах в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты расходов по предоставлению субсидий сумма. Российская Федерация, устанавливая субсидии для малоимущих граждан, не передала Черемховскому городскому муниципальному образованию достаточных для реализации субсидий финансовых средств, возложив бремя расходов на средства местного бюджета.

Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг в меньшем размере, чем оно фактически понесло, не предусмотрено.

Поскольку коммерческая организация в связи с предоставлением льгот понесла расходы, которые не были компенсированы ей в полном объеме, у такой организации возникло право требования их возмещения.

Российская Федерация, принимая Федеральный закон “Об основах федеральной жилищной политики“, наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, при этом в заявленный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств. При таких обстоятельствах ответственность за неполное
возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. Понесенные ООО “Рассвет“ в период с апреля 2003 года по декабрь 2004 года расходы, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции по аналогичным основаниям.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы Арбитражного суда Иркутской области обоснованными и правомерными.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.

Согласно статье 15 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ в редакции Федерального закона от 08.07.1999 N 152-ФЗ органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15.4 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и Законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.

В результате предоставления субсидий ООО “Рассвет“ в период с апреля 2003 года по декабрь 2004 года понесло расходы в сумме 3333886 рублей 12 копеек, из которых
126036 рублей 37 копеек - от предоставления льгот по региональным стандартам, 3207849 рублей 75 копеек - по федеральным стандартам.

Сумма невозмещенных расходов от предоставления субсидий с учетом частичного отказа истца от иска составила 3207849 рублей 75 копеек, за взысканием которой ООО “Рассвет“ обратилось в судебном порядке.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.

Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год (статья 15.4 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 25.09.1997 N 126-ФЗ).

Арбитражный суд Иркутской области установил, что в соответствии с Федеральными законами “О федеральном бюджете на 2003 год“ от 24.12.2002 N 176-ФЗ и “О федеральном бюджете на 2004 год“ N 186-ФЗ от 23.12.2003 государством установлены размеры дотаций, выделяемых из фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета Российской Федерации. Так, в 2003 году Иркутской области выделена сумма 99572000 рублей, в 2004 году - 268540000 рублей.

Названные средства, направленные на частичное финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, отражены в приложении N 19 Закона Иркутской области “Об областном бюджете на 2003 год“ от 28.12.2002 N 65-оз и в приложении N 11 Закона Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 год“ N 74-оз.

Все заложенные и перечисленные денежные средства распределены между муниципальными образованиями, из которых Черемховскому городскому муниципальному образованию перечислено в 2003 году 5961000 рублей, в 2004 году - 9215000 рублей, о чем свидетельствует Закон Иркутской области “Отчет об исполнении областного бюджета на 2003 год“ от 30.09.2004 N 45-оз, Закон Иркутской области
“Об областном бюджете на 2004 год“ от 24.12.2003 N 74-оз и приложенная к материалам дела информация Главного финансового управления Иркутской области.

При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО “Рассвет“ не получило из перечисленных муниципальному образованию средств на реализацию Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ денежных средств в достаточном количестве.

Отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что органы местного самоуправления обязаны предоставлять субсидии гражданам за счет средств местных бюджетов с последующей компенсацией из бюджета субъекта Российской Федерации (исходя из фактических данных).

Согласно статье 321 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если в обязательстве участвуют несколько кредиторов или несколько должников, то каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими.

Арбитражный суд Иркутской области установил, что Черемховским городским муниципальным образованием перечисленные из областного бюджета на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением гражданам субсидий, денежные средства распределены в полном объеме.

Таким образом, муниципальное образование и субъект Российской Федерации (Иркутская область) заложенные в бюджеты денежные средства на возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам субсидий распределили в полном объеме.

Между тем выделенные средства не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы.

Поскольку Российская Федерация, принимая Федеральный закон “Об основах федеральной жилищной политики“, наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, при этом в заявленный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств, ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в
связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Неправильного толкования Арбитражным судом Иркутской области норм Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статей 6, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), статей 15, 15.4 Федерального закона “Об основах федеральной жилищной политике“ при кассационном рассмотрении дела не установлено.

Доводы подателя жалобы о том, что истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены финансовые документы, на основании которых можно сделать вывод о фактическом наличии убытков организации и размере понесенных убытков, фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.

Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

При таких обстоятельствах судебные акты вынесены с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 5 июля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 8 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4586/05-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

В.И.КУЛАКОВ